"Кодрян", баллада В. Александрии.

Илья Богдеско

  • Рисунок пером - вот что изначально определило весь характер иллюстрирования и оформления народной баллады «Кодрян», за которую я взялся в 1969 году. Для этого мне пришлось ненадолго выехать в село и прервать уже начатую работу. По приезде на место я буквально натолкнулся на Кодряна - моего дядю Федора, молчаливого гиганта, сурового на вид человека. До сих пор убежден, что если бы я пустился в путь в поисках прототипа для моего былинного героя, лучшего, кажется, трудно было бы найти. Наблюдая за дядей Федором, мысленно «прокручивал» содержание баллады, описанные в ней бурные события, представлял себе, как бы действовал на месте гайдука Кодряна, и я как бы увидел графическое решение иллюстраций - рисунки пером, выполненные широко, непринужденно и очень динамично.

    По возвращении из села, вдохновленный увиденным, начал заново свою работу. Выбрал большой формат, сделал новый макет, эскизы, - словом, дело пошло. Но от замысла до его воплощения, как говорится, - дистанция огромного размера. Главной трудностью оказалась не режиссура книги, связанная с наиболее разумным выбором тем для иллюстрирования, а рисование пером. Тот, кому приходится выполнять этим инструментом и черной тушью оригиналы иллюстрации, хорошо знает, что это такое.

    Несмотря на то, что в течение всего своего долгого творческого пути я всегда интересовался искусством рисунка, и опыт работы пером был довольно большим - все же, в связи с конкретной задачей, я почувствовал необходимость проверить, переосмыслить свое отношение к рисованию вообще. У меня появилась потребность еще и еще раз возвратиться к великим рисовальщикам прошлого и использовать более активно не только их опыт, но и опыт моих современников. Этот скрупулезный труд в немалой степени помог мне в практической работе, в систематическом рисовании с натуры.

    Должен сказать, что труд этот во многом определил не только результат работы над «Кодряном», но внес некоторые коррективы в мой метод иллюстрирования вообще. Например, я лучше, чем когда бы то ни было, уяснил, что чем понятнее мне та или иная деталь или фигура, изученная на натуре, тем увереннее выполняю я изобразительный оригинал. Доскональное изучение натуры способствует приобретению свободы техники рисунка. Это едва ли не самое трудное и не самое ценное, что приобрел я, работая над книгой «Кодрян».