Собирательство – занятие, в общем-то, странное, но чрезвычайно увлекательное. Как правило, оно втягивает человека в свою орбиту пожизненно, значительно расширяя круг общения и делает жизнь человека более интересной и насыщенной. По своим интересам собиратели делятся на две категории: пассивных – собирающих календарики, спичечные этикетки, бутылки и другое, не требующее дополнительных усилий по изучению предмета; и активных – собирающих предметы, требующие немалых интеллектуальных усилий, сбора дополнительной информации, работы с материалом. К данному направлению собирательства, порой переходящего в коллекционирование, относится и собирание произведений искусства, редких книг.
Не правы те, кто считает, что для составления собрания предметов искусства, редких книг необходимо наличие значительных денежных средств. Основная трудность как раз заключается не в деньгах, а в определении предмета наивысшего интереса. Не зря говорится: «Кто собирает книги, тот не собирает живопись». Только такой расклад дает возможность не только целенаправленно заниматься собирательством, стать настоящим знатоком но, в конце концов, экономить средства.
Представленное на выставке собрание (не коллекция) предметов пришла к владельцу разными путями. Что-то было приобретено у художников, в антикварных и букинистических магазинах. Значительная часть вещей была подарена теми же художниками и друзьями. Но все предметы не случайны (случайные предметы у серьезного собирателя долго не задерживаются). Они представляют то или иное направление интересов владельца, его пристрастия и предмет изучения.
Две гравюры Б. Пикара – королевского гравера двора Людовика XIV, времен Регентства и первых лет правления Людовика XV, члена многочисленной семьи граверов, представители которой работали и при дворе Петра I - представляют образцы собирательских интересов высшего общества Франции первой трети XVIII в. В то же время это способ популяризации частного собрания, возможно, образец аукционного каталога (фотографии то не было).
Гравюры Карло Оттавиани - образцы стиля классицизма. Они не высоки по качеству, но бытование подобных альбомов, которые можно было не только хранить на книжной полке, но расшивать и в виде репродукций помещать в рамке на стену, характерно для конца XVIII – первой половины XIX вв. Подобная, с позволения сказать, изопродукция, пользовалась достаточным спросом в среде небогатого дворянства. В данном случае об этом говорит год гравирования – 1814, и год печати, по водяным знакам на листах, 1836.
Константин Богаевский оставил после себя довольно большое количество живописных полотен. Он был блестящим рисовальщиком и своеобычным мастером акварели. В печатной графике у него известен только один альбом автолитографий, нарисованных на камне в 1921 году и отпечатанных в 1922. Обложку для альбома, куда вошли 20 листов большого формата с изображениями фантастических пейзажей Киммерийского полуострова (древнее название Крыма), изготовил один из столпов советской графики первой половины XX века Н. Пискарев.
Одним из крупных советских скульпторов является Сара Лебедева. Как и Анна Голубкина, она училась у О. Родена. Ее скульптурные портреты Ф. Дзержинского, И. Бруни, В. Татлина, скульптура «Девочка с бабочкой» вошли в золотой фонд искусства России. Не менее значительное наследие составляют ее рисунки. С. Лебедева любила и всю жизнь рисовала, в основном женские модели, и тут она была непревзойденным мастером. На выставке представлен довольно редкий в творчестве мастера образец мужской натуры, сделанный в 1950-х гг.
Архангельский зритель знаком с творчеством народного художника России В.Дувидова в основном по выставке анималистического искусства 1997 года в областном краеведческом музее, а также по серии портретов Б. Шергина (выставка на Поморской, д. 10). Он, как последователь П. Митурича - одного из столпов русского авангарда, отдавал предпочтение работе в литографии. Художника всегда увлекали поиски цветоритма в композиции. В 1968 году им была выполнена резко контрастная, экспрессивная по цветовой гамме литография «Петухи».
Судьба Ю. Ларина складывалась довольно трагично. Сын Николая Бухарина и Анны Лариной, он лишился родителей в два года. После ареста приемных родителей воспитывался в специальном детском доме. Лишь в двадцать лет от матери, вернувшейся из лагерей, он узнает, кто его настоящий отец. В искусстве судьба к Юрию Ларину была более благосклонна. Он работает в масляной живописи и акварели. Много выставляется, в том числе и за рубежом. Его работы есть в Третьяковской галерее, Русском музее и Музее искусств народов Востока, других государственных музеях, многих российских и зарубежных корпоративных и частных собраниях. Разработанный Лариным метод письма по памяти художник сам определяет как происходящую на холсте борьбу с изобразительностью за музыкальность (цветопластичность).
Великолепный мастер цвета Е.Кравченко известен архангелогородцам по персональной выставке 1994 года. Счастливым результатом той выставки стала возможность на вырученные от продажи работ средства осуществить многолетнюю мечту – совершить путешествие в Марокко. Затем были выставки-отчеты в столичных музеях, интерес к творчеству художника со стороны сотрудников иностранных представительств в Москве и, как следствие, приглашения посетить Йемен и ряд государств Европы. Представленные на выставке картины – впечатления от путешествий по Марокко. Кроме того представлена графика разных лет.
Молодой художник из Мурманска Александр Сидоров - представитель новой волны в искусстве. Он работает смело, даже нагло, без особой оглядки на авторитеты. Но его работы привлекают внимание непосредственностью. Душевный порыв для Александра более важен, нежели мнение окружающих. При всем внешнем хулиганстве работы получаются теплыми, соразмерными душевному настрою современника.
Собрание скульптуры представлено мелкой пластикой. Как знак времени интересна терракота Альберта В. Вьена «Вакханка и сатир». Стиль модерн вобрал в себя черты стилевых особенностей разных эпох. В данном случае он соприкасается с классицизмом, но с более рафинированной его стороной. Скульптура сохраняет на своей поверхности отпечатки пальцев скульптора, предоставляет возможность изучить технику изготовления подобных вещей.
Необычна для классика советского фарфора А. Сотникова терракотовая статуэтка «Кукушка», изготовленная мастером на пробу (неудачно, т.к. при обжиге потекли соли). Она была подарена им другу и коллеге по искусству анималистики А. Марцу. От А. Марца нынешний владелец получил ее в подарок. В дар от А. Марца получены и скульптуры «Птица секретарь», «Коза» и др., ставшие классикой советского анималистического искусства, а также скульптуры, выполненные в металле по моделям А. Сотникова.
Собрание фарфора представляют широко известные изображения А.С. Пушкина отлитые на Ленинградском фарфоровом заводе в 1937 г. по моделям Н. Данько, и редкий, менее известный бисквит по модели А. Суворова «Пушкин перед дуэлью».
С искусством скульптора-фарфориста К. Рябининой зритель знаком по ее совместной с И. Макаревичем (графика) выставке 1995 года в галерее-салоне «Этюд». На выставке представлена авторская «Лошадка» из композиции «Возок».
Образцом сохранения художественных традиций лучших фарфоровых заводов России является скульптурный портрет Анны Ахматовой работы Э. Еропкиной с авторской росписью.
Творчество архангельского скульптора Н. Шек - давний предмет особого интереса. На выставке представлены две самые ранние работы скульптора. Нет сомнения, что уже в начале творческого пути, по самым ранним, иногда ученическим работам можно с достаточно большой долей вероятности определить меру таланта, духовный и творческий потенциал мастера. Искусство Н. Шек в полной мере это подтверждает.
Серьезное собирательство сопряжено с большой исследовательской работой, которая сопровождается приобретением специальной литературы, книг, могущих помочь в поиске дополнительной информации и дать нужное направление в работе. Кроме того, могут приобретаться книги, составляющие своего рода антураж, окружение к приобретенным предметам или сами являющиеся предметом собирательского интереса и читательских пристрастий.