Мая Григорьевна Кравченко – художник одновременно известный и неизвестный.
Известный, потому что многие годы вместе с мужем - живописцем Евгением Кравченко, занималась оформлением общественных зданий во многих городах Советского Востока – Ташкент, Нукус, Душанбе и других, а также филармонии в Калининграде, школы искусств в Омске, клубов в Пермской области и Украине (занавесы и одежда сцены, декоративные панно из текстиля для театров и Дворцов культуры, концертных залов, кафе). Работали они и по заказам Министерства иностранных дел СССР над украшением «загранобъектов».
Как художник по текстилю она соавтор и участник реставрации дома-музея И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове Орловской области, дома-музея Ф.И. Шаляпина в Москве, восстановлении усадьбы князей Барятинских «Марьино» в Курской области.
Неизвестный, так как за редчайшим исключением мы не знаем имен художников, по эскизам которых ткут ткани для пошива одежды и занавесей на окна и двери, печатают обои, украшающие стены жилищ, изготавливают клеёнки для кухонных столов.
Мая Кравченко родилась в г. Кувосай Узбекской ССР. Училась в художественном училище им. Бенькова в Ташкенте. Работала художником Маргеланского шёлкокомбината и Ташкентской текстильно-галантерейной фирмы «Учкун». После разрушительного землетрясения 1966 года, практически уничтожившего старый Ташкент, она с семьей переехала в Подмосковье, где работала на Ярцевском хлопчато-бумажном комбинате, Воскресенской фетровой фабрике, была мастером и художником-исполнителем объединения «Росмонументискусство». На фетровой фабрике около десяти лет входила в творческую группу всемирно-известного ныне художника-модельера Вячеслава Зайцева, который, как многие талантливые люди, будучи человеком эгоцентричным, не чурался умалчивать о других художниках, творческие находки которых становились составными элементами придуманных им ансамблей.
Работая на производстве над созданием новых тканей, предметов гардероба многие годы Мая Кравченко занималась самостоятельной творческой работой. Но в ее творческой судьбе не было ни одной выставки.
Родившись на Востоке и проведя здесь детство и молодые годы, она не могла не напитаться его самобытной культурой, которая найдет свое отражение в ее творчестве. Уже живя в России, они с мужем, уроженцем Туркестана, регулярно возвращались в родные для обоих места. От тех поездок сохранились акварели и рисунки, выполненные в Бухаре.
Древняя Бухара – жемчужина Востока, родина знаменитого ученого, философа и поэта Омара Хайяма, который сам происходил из семьи, занимающейся древним и почетным ремеслом – шитьем палаток «чодир» или «хайма». (Фамилия Хайяма в переводе означает «палаточный мастер»). От слова «хайма» происходит и старорусское «хамовник», то есть текстильщик. Рисунки и акварели Маи Кравченко запечатлели древнюю мечеть Мир-Араб, минарет Калям и Месджид-и-Калям, гнезда аистов на сухом дереве возле хауса и на минаретах, уличные сценки. Но главное, они донесли до нас палящее восточное солнце, небо, подернутое легкой пылью, воздух, пропитанных ароматами чайханы, восточных фруктов и сладостей.
Мая Кравченко замечательный портретист. Выполненные ею немногие портреты нарисованы за один сеанс, почти мгновенно. Они точны, передают характер и внутреннюю суть портретируемых: зарисовки прославленных народных мастеров и простых горожан из Бухары, портрет художника и поэта Славы Гончарова, написанный поздним вечером в Праге гуашью на подвернувшемся под руку гофркартоне или акварельный портрет Марии Вячеславовны из подмосковной деревни Тарасовки, на даче которой семья Кравченко неоднократно проводила лето.
Редкими на художественных выставках экспонатами являются эскизы для текстиля. Из истории искусства известно, что зарисовки для тканей делали многие художники. Сохранились рисунки Пизанелло, братьев Карраччи, мастеров стиля «модерн» Морриса и Макмардо. Широкую, мировую известность получили проекты «амазонок» русского авангарда А. Экстер и В. Степановой. В дошедших до наших дней рисунках «отразился век», с его мироощущением, поисками нового стиля и формы.
Чудом сохранившиеся эскизы для тканей Маи Кравченко выполнены в 1967-1968 гг. для Ярцевского хлопчато-бумажного комбината. Ей удалось подхватить и отразить в эскизах творческие поиски и художественные идеи, «витавшие в воздухе». Одновременно, внести свое видение плоскостного разрешения форм в растительных орнаментах. Выполненные декоративные композиции обуславливаются обязательностью ритма, то есть повторностью цветных силуэтных форм в рисунках. Она использует и более простой вид ритма–симметрический, восходящий к древним примитивным композициям. Одновременно, декоративные рисунки подчинены технике будущего исполнения. В ряде рисунков она выступает как свободный художник, работающий в направлении поиска звучного цветного пятна (гранаты на синем, желтые розы на сером) или создает абстрактную композицию в сером.
Эскизы удивительным образом вызывают ощущение когда-то виденного, давно знакомого, из далекого детства: ветки березы на розовом фоне с зелеными квадратами - обои, синий геометрический рисунок – клеенка с кухонного стола, а этот почти хаотичный рисунок с мелкими цветами – ткань фланелевой рубахи, в которой я в первый раз купал свою новорожденную дочку.
Мая Кравченко творчески неуемный человек. Она шьет концертные платья друзьям-артистам, сумки, чехлы на подушки, настенные панно, занавесы на окна. Она по-прежнему с удивлением и радостью смотрит на мир и художественными средствами, через творчество делится увиденным с другими.