Евгений Николаевич Кравченко родился в 1937 году в г. Ашхабаде, Туркмения. В 1959 году окончил художественное училище им. П. П. Бенькова в Ташкенте. С 1965 г. - член Союза художников СССР. С 1966 г. жил в г. Балашиха Московской области. Ушел из жизни в 2010 г.
Евгений Николаевич Кравченко - художник Востока. В доперестроечные времена Кравченко ежегодно отправлялся в родные для него края, которые, как соки земли, питали его творчество, оставаясь на протяжении многих десятилетий единственным источником образов художника. В соприкосновении с непревзойденным в своей полихромности прикладным искусством Средней Азии развивался и обогащался прирожденный колористический дар Кравченко.
На живописную манеру художника большое влияние оказало искусство М. Врубеля и особенно А. Н. Волкова, которого он считал своим духовным учителем. Через искусство А. Н. Волкова Кравченко подружился с сыновьями мастера "Гранатовой чайханы" - Валерием и Александром, вошел в новую "Творческую бригаду", в составе которой были сыновья А. Н. Волкова и узбекский художник Дамир Рузыбаев. С ними он исколесил всю Среднюю Азию, создав десятки живописных полотен и сотни графических работ. Сейчас работы Кравченко хранятся в музеях Ташкента, Ферганы, Нукуса, Москвы, Истры, Ярославля, Архангельска, частных собраниях России, Германии, Чехии, США и т.д. Но многие годы Кравченко не покидала мечта о заповедном для европейца Арабском Востоке. После большой, памятной многим архангелогородцам выставки 1994 года мечта воплотилась в жизнь. По приглашению своего друга Хссини Мохамеда Кравченко совершает продолжительное путешествие в загадочное Марокко.
Жизнь в семье Мохамеда, поездки через пустыню к предгорьям Атласа, в древний Фес, другие города Марокко позволили соприкоснуться с Арабским Востоком в самой его непосредственности, увидеть многое из того, что скрывается или ускользает от внимания обычного туриста. Художник наблюдает и много работает.
После поездки Мохамед напишет в каталоге выставки Кравченко в Музее искусств народов Востока:
"Мусульманский мир собирает много этносов, различных по нравам и обычаям, но объединенных Кораном. Желание поместить все эти народы в общую, одинаковую нишу культуры и цивилизации приводит к неузнаваемости, ибо большинство из них сохраняет свои обычаи, несмотря на Ислам. Через традицию выражается душа нации. Душа, желающая дружелюбия и умиротворенности. На своих полотнах господин Кравченко изображает эту душу. Его мгновенное "вживание" в Марокко доказывает, что художник воспринимал окружающие его местные особенности без предрассудков. На этих картинах выражена гармония, которую ощущал художник во время своего путешествия".
Затем были поездки в еще более загадочную страну - Йемен. Московский искусствовед Н. Апчинская заметит, что "путешествия в Марокко и Йемен внесли в искусство мастера новые мотивы и влили в него новую стилевую струю энергии; итогом их явились особенно масштабные, захватывающие своими ритмами композиции".
Человек наблюдательный, Кравченко многие годы вел дневники. Одна их часть - маленькие альбомы зарисовок - заметки на память, другая - краткие записи впечатлений от увиденного. Так было и на этот раз:
"Касабланка. Утром прогулка. Красные канны, пальмы. Колорит тонкий. Одежды пастельных тонов… Танжер - это сверкание белого, желтого, оранжевого… и разные синие оттенки… от густого ультрамарина до нежнейшей бирюзы…
Дорога в Фес через Рабат. Одна остановка посередине. Ели кебаб, пили много воды. Уже в этом месте было жарче, чем когда либо… Дорога пошла по холмам. Видели аиста на крыше. Сухая выжженная земля с седоватыми деревьями. И вот наконец Фес.
Когда вышел из автобуса, то понял, что вошел в раскаленную печь. Как сказал хозяин нашего дома: "Вчера было сорок восемь, а сегодня не знаю". Все раскалено добела.
Вечером немного жара спала… Ночной базар. Горячий фиолетовый и коричневый колорит. Черные фигуры. Охра, много жёлтого. Закат жёлтый над Атласом и Фесом… Жёлтый закат как последний аккорд.
Поднялся ветер. К небу взметнулись оранжевые столбы песка. "В Сахаре буря", - сказали мне. Атлас спасает от самума. Шум города не утих от бури. Бубен, барабан, песни, музыка, говор, крики…".
"Главное средство выражения Кравченко - цвет, - напишет о мастере Н. Апчинская. - Он воспринимает мир через краску; форму и пространство строит цветовыми пятнами и штрихами, причем линия у него так же красочна и материальна, как пятно. Краски горят или звучат более приглушенно, но всегда интенсивны и нежны. Они движутся, сталкиваются, звучат в унисон и образуют, в конечном счете, гармоничные созвучия. Его колористические интерпретации способны одарить нас чувством счастья, может быть, самого глубинного из доступных человеку и сходного с тем, которое пробуждает музыка".
А. Зубрий, культуролог
В марте 2005 года в Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова экспонировалась выставка графики Евгения Кравченко "Путешествия на Восток" (Марокко, Йемен).
Работы художника находятся музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Ташкента, Нукуса, Ферганы, Бухары, Архангельска, в частных коллекциях России, стран СНГ, США, Германии, Италии, Швейцарии, Автралии, Чехии, Марокко, Йемена.