Круг чтения


Александр Лозовой «Ошибки великих мастеров. Закат реализма»
/ Александр Лозовой. - Москва : РИП-ХОЛДИНГ, 2016. - 199 с.

Делают ли ошибки в своих работах известные художники и скульпторы? И можно их вообще считать ошибками при всей величине живописного замысла? И почему это произошло: от незнания некоторых деталей или, наоборот, для внесения загадки в свои шедевры?

Александр Лозовой подробно ответит на эти и другие вопросы на примере произведений известных нам мастеров. А заострение внимания на неточностях этих работ не делает их менее великими, а еще больше привлекает наш интерес. Издание наверняка увлечет многих любителей искусства. 



Серия «Художественные стили, направления, объединения»

Издательство Букс Март выпустило серию книг под названием «Художественные стили, направления, объединения». Красочные издания  расскажут Вам не только о художественных направлениях и мастерах прошлых веков, но и о современных явлениях в области искусства. В нашей библиотеке Вы сможете познакомиться с некоторыми книгами из этой серии: «Голубая роза», «Концептуальный модерн», «АХРР», «Мир искусства. Японизм».
 

В начале 20 в русской живописи сформировалось множество объединений, которые стали важнейшими центрами творческой жизни:

  • «АХРР» - ассоциация художников революционной России. Художниками АХРР были выдвинуты лозунги "художественного документализма" и "героического реализма".
  • Общество «Голубая роза» объединяло московских художников, связанных идеями символизма. Для них были характерны декоративная стилизация и мистико-символистские тенденции.
  • Художники творческого объединение «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве, они утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника.
Искусство художников этих творческих групп остается актуальным и сейчас  в начале 21 века.



Ратковски, Н. Профессия – иллюстратор. Учимся мыслить творчески / Натали Ратковски. – 4-е изд.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 328 с.


Если Вы творческий человек, любите рисовать и собираетесь связать свою жизнь с профессией иллюстратора, но не знаете с чего начать, то эта книга для Вас!

Автор книги Натали Ратковски, дипломированный дизайнер и иллюстратор, расскажет, как отказаться от стереотипов, научится видеть и анализировать, поможет разобраться в техниках создания иллюстраций. Научит, как правильно преподнести свой труд и оформить портфолио работ. Кроме того, в книге Вы увидите множество красочных иллюстраций, найдете упражнения для творческой разминки и ссылки на интересные сайты.

А благодаря простому языку изложения, книга доступна всем читателям, которым будет интересно узнать об особенностях работы иллюстратора.






  Горфункель, Е. И. Гений Смоктуновского / Елена Горфункель. - Москва : Navona, 2015. - 475 с. 

Два десятилетия, прошедшие в отсутствие Иннокентия Смоктуновского (1925 -1994), отдалили его от нас, но и отчётливо проявили его историческую значимость. В книге Елены Горфункель творческий путь феноменального артиста впервые рассматривается в своей завершённости и в сопряжении с эпохой, тоже завершившейся, но не исчерпавшей его: он той эпохе принадлежал, он же над ней возвышался. Читателю предстоит погрузиться в повествование столь же вдумчивое, сколь интригующее. В чём интрига? В самой личности героя. Его биография - и ролевая, и житейская - далеко не безоблачна. И прослежена она пристально, как никогда прежде. При этом автор не остаётся в плену внешних событий. Выстраивает внутренний сюжет, побуждающий разгадывать природу мастерства и вдохновения.
Елена Горфункель родилась в Ленинграде, окончила ленинградский Театральный институт (ЛГИТМиК) в 1970 году. Театровед, историк театра и критик. Автор книги "Смоктуновский" (1990), составитель и автор комментариев к сборникам "Премьеры Товстоногова" (1994), "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (2006), "Товстоногов репетирует и учит" (2007). Печаталась в журналах и газетах Москвы и Петербурга. Профессор кафедры зарубежного искусства СПбГАТИ. Лауреат премии им. Александра Кугеля (2003).

 







Хмельницкий, Д. С.
Николай Милютин в истории советской архитектуры / Дмитрий Хмельницкий. Мы наш, мы новый мир построим : [жизнь и творчество Николая Александровича Милютина] / Екатерина Милютина. - Москва : Новое литературное обозрение, 2013. - 500 с.


Николай Александрович Милютин - существенная фигура в истории отечественной архитектуры. В конце 1920-х - начале 1930-х годов он принимал самое активное участие в архитектурной политике, занимаясь проектированием общедоступного жилья и теорией соцрасселения; был сторонником конструктивизма и противником декларативно насаждаемой эклектики "сталинского стиля"; его книга "Соцгород" сделала ему имя на Западе. В книге Дмитрия Хмельницкого деятельность Милютина рассматривается на широком фоне и в самых разнообразных контекстах; значительный массив архивных материалов впервые вводится здесь в научный оборот. Книга дополнена воспоминаниями о Милютине, написанными его дочерью, Екатериной Милютиной-Рапопорт.




 






Жюльен, Франсуа. Великий образ не имеет формы, или Через живопись - к не-объекту: опыт де-онтологии / Франсуа Жюльен ; [пер. с фр.: Алексей Шестаков]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2014. - 367 с.


Книга выдающегося французского синолога Франсуа Жюльена, профессора философии Сорбонны и директора Института Марселя Гране, представляет собой сравнительный анализ европейской и китайской живописи. По мнению автора, китайская живопись является подлинной философией жизни, которая, в отличие от европейского искусства, не стремится к объективности и не желает быть открытым «окном в мир», предназначенным для единственной истинной точки зрения. Отсутствие формы у великих образов китайского искусства означает, что данная эстетика пытается уловить непрерывное движение и перетекание форм друг в друга, которое стирает ясные очертания вещей и нивелирует границу между видящим глазом и миром.









Алеников В. Свой почерк в режиссуре : [мастер-класс Владимира Аленикова] / Владимир Алеников. - Москва : РИПОЛ классик, 2015. - 446, [1] с.


Владимир Алеников – один из лучших режиссеров отечественного кино, писатель, киносценарист и продюсер. Постановщик знаменитых фильмов «Приключения Петрова и Васечкина», «Биндюжник и Король», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», «Война принцессы» и многих других.

В течение нескольких лет он был профессором кинорежиссуры Лос-Анджелесского университета. Сейчас руководит режиссерскими мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а также ведет спецкурсы в киношколе «Артерия кино» и в Киноакадемии Никиты Михалкова.


«При всей моей фанатичной преданности профессии, я не занимался глубоко ее теорией; так уж сложилось, что я практик, всему учился сам, и моя преподавательская деятельность основана в первую очередь на моем личном опыте. В этом, наверное, и плюс, и минус данной книги. Плюс, потому что то, о чем я рассказываю, имеет под собой живую основу, все это прожито и пережито мною, нигде ни у кого не прочитано. А минус в том, что я не выстраиваю никакой определенной системы, я просто делюсь теми выводами, к каким пришел методом проб и ошибок за четыре десятилетия моей работы в кино».





Кувшинова М. Балабанов : [для лиц старше 16 лет] / Мария Кувшинова. - Санкт-Петербург : Мастерская "Сеанс", 2015. - 189 с.

Первая подробная биография Алексея Балабанова, в которой открываются многие ранее неизвестные или незамеченные факты его жизни. В основу книги легли разговоры с близкими режиссера – мамой Ингой Александровной Балабановой, его школьным другом Евгением Горенбургом, продюсером Сергеем Сельяновым, женой и художником по костюмам Надеждой Васильевой, Никитой Михалковым и другими актерами, а также критиками, друзьями и соавторами Алексея Балабанова.


Это издание – расширенная и дополненная версия биографии Алексея Балабанова, которая была выпущена в «черной серии» журналом сеанс в 2013 году.










Тупицын, В. Бульдозерная выставка / Виктор Агамов-Тупицын. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2014. - 74 с.


Книга посвящена Бульдозерной выставке — важному событию в истории русского искусства XX века. 15 сентября 1974 года в Москве прошла выставка неофициального искусства в СССР, организованная художниками-авангардистами. Свое название выставка получила в связи с жестким подавлением акции силами милиции, применением бульдозеров и поливочных машин.

 

Издательство «Ад Маргинем» представляет проект - книжную серию «Имена». Авторами серии станут ведущие российские и западные специалисты по русскому искусству: Роберт Сторр, Маргарита и Виктор Тупицыны, Александра Шацких, Екатерина Деготь, Сергей Хачатуров, Екатерина Андреева, Виктор Мизиано, Екатерина Бобринская, Борис Гройс и др. В серии будут изданы портреты-эссе современных русских художников, художников русского авангарда, представителей "неофициального" искусства советского периода, художников официального советского искусства (взятых со стороны их малоизвестных работ), а также книги, посвященные художественным проектам (графика, фотографии, инсталляции) русских архитекторов, дизайнеров, кино- и театральных режиссеров ХХ века. В серии также выйдут книги, посвященные художественным группам и объединениям ("Арефьевский кружок", "Лианозовская группа", "ЛЕФ" и др.), и важным художественным событиям ("Бульдозерная выставка", "Выставка в Манеже", "Выставка на Каширке" и т.д.).

 



Эйзенштейн, С. М. Дисней / Сергей Эйзенштейн; [предисл., коммент. Н. Клейман]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2014. - 123 c.

О личной встрече с Уолтом Диснеем в Америке Сергей Эйзенштейн восхищенно вспоминал в 1940 г., находясь в Алма-Ате, куда была эвакуирована киностудия «Мосфильм»:

 

«Как выясняется – метод таков. Дисней проигрывает лично «партию», «роль» Микки для того или иного фильма. Кругом десяток-другой его художников, налету схватывающих уморительные ракурсы позирующего и играющего шефа. И бесконечно живые и жизненные, только потому и заразительные через всю гиперболизацию рисунка, что взяты с живого человека, - заготовки для мультипликации готовы. Не менее живой Волк. Медведь. Пес – партнер-грубиян изысканного Микки – тоже не случайно опять-таки так полон жизни: он с двоюродного брата Уолта, в отличие от него – тяжеловатого, грубоватого, угловатого».

 

Советский режиссер менее всего стремился «живописать литературный портрет» знаменитого мультипликатора, хотя был знаком с ним лично, или «очерчивать творческий путь», хотя следил за всеми новинками его студии. Фильмы Диснея стали для Эйзенштейна поводом к рассмотрению только одной проблемы, которую он полагал центральной в теории и практике искусства вообще. Вкратце эту проблему можно обозначить как соотношение рационально-логического и чувственного в искусстве: в творческом акте, в структуре произведения, в процессе его восприятия. Об этой теме режиссер размышляет в книги «Метод», над которой трудился с 1940 г. до последних дней жизни.

 

В небольшое издание вошли фрагменты «Диснея», вступительные страницы, появившиеся позже, наиболее существенные выписки, заметки и дневниковые записи о мультипликаторе. Авторы книги не стремились придать ей целостность. Напротив,

сохранены фрагментарность, подчеркиваемая датами написания и отбивками, и многоязычие, характерное для черновых автографов Эйзенштейна.


Данное издание осуществлено в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства "Гараж" и ООО "Ад Маргинем Пресс".
 



Сироткина, И. Е. Шестое чувство авангарда:


танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников / И. Е. Сироткина. – СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. – 208 с.

 

Откуда берутся авангардные дух и устремлённость, как их удержать и сохранить? Чем достигается и поддерживается в себе постоянная открытость изменениям? Как дается, чем добывается творческая и – просто свобода? В поисках ответов на эти вопросы все чаще обращаются к телу, его движениям, внутреннему или «мышечному» чувству. Начиная с Аристотеля принято считать, что у человека всего пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Однако многие пытались и пытаются раздвинуть пределы человеческих возможностей, найти новое, «шестое» чувство, которое помогло бы воспринять еще неизведанное.

Художники авангарда стали одними из первых, кто оценил значение шестого чувства – потенциал движения, физического действия  как источника смысла и экспрессии. Оспаривая тот факт, что знание-умение иерархически подчинено знанию теоретическому, художники авангарда положили начало «двигательному повороту» в гуманитарном знании.











Козлов, Д. В. «Клином красным ей белых»: геометрическая символика в искусстве авангарда / Д. Козлов. – СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. – 164 с.


В исследовании по иконографии плаката Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых» впервые предпринята попытка всестороннего анализа этого хрестоматийного произведения ранней советской эпохи. Повествование разворачивается, следуя путем авангардного искусства: от футуризма к беспредметности и новой знаковой системе. Обширный иллюстративный материал убедительно показывает, что круг и клин были важнейшим формальным мотивом 1920-х годов. И если «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи – своеобразная эмблема эпохи Возрождения, то для авангарда такой эмблемой стал клин, врезающийся в круг. Устойчивость этой комбинации в русском искусстве 1910-1920-х убеждает в том, что революционность графически изображалась именно так. Геометрия простейшим образом отражала борьбу стихий, абстрактная форма становилась символической. Плакат «Клином красным…» связан со многими явлениями в авангардной культуре. Вокруг него возникает множество имен – художников, поэтов, мыслителей, политиков.










Клиффорд, Д. Иконы графического дизайна / Д. Клиффорд. – М. : Эксмо, 2015. – 240 с.


«Иконы графического дизайна» - это список самых влиятельных дизайнеров в истории и рассказ об их творениях. Эль Лисицкий, Александр Родченко, А. М. Кассандр, Элвин Люстиг, Паула Шер, Алексей Бродович – легенды, сформировавшие наше представление о дизайне.

Кто придумал термин «графический дизайнер»? Кто превратил афиши фильмов в настоящее искусство? Кем была первая женщина – художественный руководитель американского журнала?

Автор книги, Джон Клиффорд, проводит настоящий исторический экскурс, посвящённый визуальному искусству, отвечающий на большинство вопросов и охватывающий основные этапы его развития за последнюю сотню лет: от ар-нуво к цифровой эпохе.








Которн, Н. История моды в XX веке / Н. Которн; перевод с английского Л. Кныша. - Москва : Тривиум, 1998. - 176 c.
 

Институт костюма Киото собирает и хранит выдающиеся дизайнерские произведения, создававшиеся на протяжении веков. В прекрасно иллюстрированном издании представлены экспонаты коллекции Института — костюмы, ярко повествующие об истории моды в XX веке. Все фотографии, на которых искушенный в моде читатель может рассмотреть даже самые мелкие детали одежды, сопровождены вступительными статьями и комментариями.
«Все самые захватывающие снимки великих творений современного мира моды под редакцией основателя и креативного директора Терри Джонс. Совершенно сказочное действо.» Living etc., Лондон











Личное
 пространство. Необходимая роскошь / ред. Татьяна Кубенская; Т. Кубенская, М. Рявина . - Екатеринбург : Tatlin, cop. 2013. - 190 л.

Любая публикация частных интерьеров — событие интригующее. Если увидеть роскошный ресторан, автосалон или приемную топ-менеджера условно просто, то квартиры в элитных жилых жтлых комплексах и дома в загородных коттеджных поселках практически недостижимы. В книгу «Личное пространство. Необходимая роскошь» вошли 10 лучших частных интерьеров Екатеринбурга. Их авторы — самые известные представители дизайнерского сообщества столицы Урала. Их владельцы — сливки бизнес-  и креативной элиты города. На что способны дизайнеры в самых благоприятных обстоятельствах? Приглашаем вас узнать.













Арутюнова, А.
Арт-рынок в XXI веке : пространство художественного эксперимента / Анна Арутюнова. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. - 226 c.



Рынок искусства — одна из тех сфер художественной жизни, которые вызывают больше всего споров как у людей, непосредственно в нее вовлеченных, так и у тех, кто наблюдает за происходящим со стороны. Эта книга рассказывает об изменениях, произошедших с западным арт-рынком с начала 2000-х годов, о его устройстве и противоречиях. Арт-рынок здесь понимается как пространство, где сталкиваются экономика, философия, искусство, социология. Это феномен, дающий поводы для рамышлений о ценности искусства, разобраться в причинах, по которым коллекционеры чувствуют необходимость покупать работы художников, а художники — изобретать альтернативные пути взаимодействия с рынком.

 

Издание — итог многолетних исследований автора о природе арт-рынка, сначала журналистских, а впоследствии все более академических.

 

Анна Арутюнова окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Историк, специалист по Уильяму Моррису. С 2010 г. читает авторский курс лекций «Художественные и кураторские практики в коммерческо контексте» в московском Институте проблем современного искусства. Постоянный обозреватель в издании «Ведомости. Пятница». Возглавляет раздел «Арт-рынок» на портале Openspace.ru, автор статей об искусстве и арт-рынке в российских журналах «Арт-Хроника», «Forbes», «Логос» и зарубежных изданиях.




 



Брассай. Разговоры с Пикассо : [18+] / Брассай ; [пер. с фр.: Н. Чеснокова]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2015. - 399 с.



«Пикассо к его восьмидесятилетию — это россыпь восхитительных моментов общения, которым он так щедро нас одаривал».

 

«Брассай – живое око», - написал Генри Миллер. Сказанное справедливо не только потому, что автор этой книги – один величайших фотографов. Его взгляд – это взгляд художника, которого ничто не оставляет равнодушным и от которого ничто не ускользает. Но мир слишком разнообразен, чтобы Брассай мог ограничить себя каким-то одним способом выражения. Он оставил нам творения фотографа, но также и художника, рисовальщика, скульптора, кинематографиста и писателя.
Одно из его первых литературных произведений – «История Марии» – представляет собой удивительный эксперимент. Брассай записал свои беседы с домработницей так живо и с таким искусством, что у читателя возникало ощущение, что героиня книги ему давно знакома. А потом он повторил удачный опыт, но уже не со скромной женщиной, а с великим Пикассо.
В замке Буажелу Брассай фотографировал скульптуры художника при свете фар его «испано-сюизы». Он знал Пикассо в те годы, когда тот жил на улице Боеси. И потом, когда художник перебрался на улицу Гранд-Огюстен. И наконец, Брассай приезжает к нему на Лазурный берег. Центральную фигуру окружают близкие и друзья: Превер, Элюар, Реверди, Сартр, Камю, Кокто, Мишо…
Книга изобилует всевозможными историями, и Брассай, обладающий даром рассказчика, передает их во всем блеске и обаянии. В то же время, его книга – это глубокий анализ, доносящий до читателя масштаб дарования Пикассо и проблемы, с которыми художник сталкивался в своем творчестве.
О гениальном художнике написаны десятки книг. Но ни в одной из них он не предстает перед читателем настолько живым, непосредственным и понятным, как в «Разговорах с Пикассо».

Брассай (1899-1984) родился в городе Брашов в венгерской части Румынии. Во Францию приехал после Первой мировой войны. Вначале увлекался живописью, был близко знаком с Генри Миллером, Мишо, Райхелем и многими другими. Славу ему принесли его первые фото ночного Парижа, после чего Брассай сделал окончательный выбор в пользу карьеры фотографа. В его наследие, кроме прочего, входят эссе о Пикассо, Миллере и Марселе Прусте.

 



Томкинс, К. Марсель Дюшан. Послеполуденные беседы / Кэлвин Томкинс ; [пер. с англ. и примеч. С. Дубина]. - Москва : Грюндриссе, 2014. - 158 с.


В издательстве «Грюндриссе» вышел небольшой по объему, но весьма важный по содержанию сборник поздних интервью художника Марселя Дюшана (в переводе Сергея Дубина). Сборник создан в 1964 году арт-критиком Кэлвином Томкинсом. Книга содержит большое число документальных фото – самого Дюшана, его работ, журнальных обложек и проч.

Издание дополнено подробной хронологией жизни Дюшана.

Марсель Дюшан (1887-1968), художник, близкий к дада и сюрреализму, знаменит прежде всего своими реди-мэйдами, а также считается фигурой, сильно повлиявшей на современый минимализм и концептуальное искусство. Собственно, то, что делал Дюшан, даже не всегда легко назвать искусством, часто это лишь остроумно сконцентрированный в вещи, в объекте вопрос о том, является ли искусством то, что он предъявил зрителю. То есть, в общем-то, философия искусства или метаискусство.

 

- «Я вообще считаю, что делать ничего не надо, но если уж ты за что-то берешься, то делать это надо не за пять минут или пять часов, а за пять лет. Я думаю, есть в неспешности исполнения задатки того, что в итоге у вас получится что-то долговечное в плане выразительности — шанс на то, что важной эту вещь сочтут и пять веков спустя», - писал художник.





Богданова, П. Б. Режиссеры - семидесятники : культура и судьбы / Полина Богданова. - Москва : Новое литературное обозрение, 2014. - 221 с.

 

Эта книга, посвященная поколению режиссеров, вступивших в творческую жизнь на рубеже 60-70-х годов, рассказывает о времени, которое пережито лично. «...мне хотелось отразить реальную картину театра с 70-х и по настоящее время. И вписать поколение семидесятников в контекст истории и культуры. Ведь оно возникло не на голом месте. У него были предшественники, учителя и оппоненты. Были очень непростые связи с эпохой культа Сталина. Эта эпоха — болевая точка всей послевоенной режиссуры (и в целом всей послевоенной интеллигенции). Для семидесятников эта эпоха тоже полна негативного смысла», - пишет автор. Семидесятники, переняв эстафету у предыдущего крупного режиссерского поколения шестидесятников, выступили не только против сталинской идеологии и эстетики, но и против тоталитаризма во всех формах его проявлениях. В своей художественной и социальной программе они оказались более радикальными, сосредоточившись в большей степени на экзистенциальных и метафизических проблемах. Это значительно расширило границы их поисков и вывело на путь, которым идет мировой театр. Сегодня имена Анатолия Васильева, Камы Гинкаса, Льва Додина, Михаила Левитана, Валерия Фокина, Генриетты Яновской звучат как имена больших и самобытных художников, создателей авторских театров XX-XXI века.

«Меня вообще очень интересует логика художественных процессов, смены художественного мировоззрения, стилей», - делится П. Богданова. Как от десятилетия к десятилетию, от поколения к поколению движется театр? Чем обусловлены появления тех или иных театральных идей, преемственность и отторжение? С чего вообще начинается тот или иной этап в театре и к чему в результате приходит? Эти и другие вопросы ставит в своей книге автор.

 

Полина Богданова — известный театровед и культуролог, автор книг «Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущем» (2007), «Режиссеры-шестидесятники» (2010), «Театр Анатолия Васильева 1970-1980-х годов. Метод и эстетика» (2011).





Роднянский, А. Е. Выходит продюсер / Александр Роднянский. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 284 с.

Перед вами первая книга на русском языке, где подробно, "изнутри", рассказывается о кинематографе и телевидении, о том, как придумывают и создают сериалы и фильмы и как продюсеры помогают формировать образ жизни миллионов людей - и, как следствие, окружающий нас мир.

Александр Роднянский на своем опыте знает всю подноготную медиабизнеса: он был режиссером-документалистом, руководил медийными компаниями в России и на Украине и был продюсером более чем 30 художественных фильмов, в числе которых "Восток-Запад" Режиса Варнье, "1001 рецепт влюбленного повара" Наны Джорджадзе, "Солнце" Александра Сокурова, "В субботу" Александра Миндадзе, "Водитель для Веры" Павла Чухрая, "Елена" Андрея Звягинцева и другие. Все эти фильмы были отмечены призами крупнейших международных фестивалей.
"Под этой обложкой искренний, доверительный рассказ человека о своей жизни, насыщенной действием, смелыми идеями, интенсивной борьбой за собственные решения, встречами с удивительными людьми из разных эпох и на разных континентах. Этот человек жадно проживает свою жизнь. Он открыл для себя простую и удивительную необходимость: оправдывать холодный бизнес "цифры" огненным шаром творчества. Роднянский - это тот человек, который никогда не сумеет этого спасительного закона жизни позабыть."






Барт, Р. Работы о театре / Ролан Барт ; [пер. с. фр. М. Зерчаниновой]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, сор. 2014. - 173 с.

Ролан Барт практически неизвестен у нас как театральный критик. Между тем в 1950-е годы, а точнее, с 1953 по 1960-й театральная критика была едва ли не основным его занятием. Филолог-классик по образованию и марксист по убеждениям, он был одним из самых блестящих и в то же время бескомпромиссных и политически ангажированных авторов тех лет. Со страниц газет "Летр нувель", "Франс обсерватер", журнала "Театр попюлер" он отзывался на все самые значительные театральные явления своего времени. Отзывался предвзято с большим полемическим задором, ибо был твердо утвержден, что спектакль не оправдан, если режиссер ясно не ответил себе и зрителю на один вопрос: зачем ставить этот спектакль сегодня. Барт, избравший свои ориентиром теорию и практику брехтовского театра и сохранивший любовь и интерес к Брехту до самого конца, считал, что главная беда современного ему театра - это отсутствие чувства истории. Не этим ли и интересны его тексты?

Пятидесятые годы - время для французского театра исключительно важное, именно тогда намечаются те линии, которые составляют актуальный театральный пейзаж. Собранные здесь тексты, идет ли речь о критическом отзыве на давно позабытый спектакль, о политическом его звучании, теоретическом аспекте или экскурсе в историю, неизменно касаются самой сущности театра, а потому не теряют интереса и сегодня.





Уильямс, В. Фотография. Почему это шедевр : 80 историй уникальных фотографий : [16+] / Вэл Уильямс ; [пер. с англ. О. И. Перфильева]. - Москва : Синдбад, печ. 2013. - 223 c.


Почему одни фотографии сразу притягивают наш взгляд, их хочется подолгу рассматривать, узнавать их истории, а другие не вызывают интереса? В этой книге представлены восемьдесят выдающихся снимков признанных мастеров — от фэшн-фотографий Хорста П. Хорса до художественных работ Сугимото Хироси, от документалистики Доротеи Ланж до постановочных снимков Синди Шерман… Лаконичные комментарии Вэла Уильямса помогают понять, в чем отличие уникальной фотографии от обычной.

Вэл Уильямс - профессор истории и теории фотографии, директор исследовательского центра фотографии и архивов Лондонского колледжа связи при Лондонском университете искусств. Куратор выставок Warworks в Музее Альберта и Виктории (1994), "Новая естественная история" в Национальном музее фотографии (1998), "Как мы есть. Фотографии Британии" в галерее Тейт Британия (2007) и др. Лауреат медали Дадли Джонстона Королевского фотографического общества за 2005 год. Редактор "Журнала фотографии и культуры", основанного в 2008 году. Среди предыдущих публикаций - "Кто смотрит на семью?" (1994) и мн. др.

О чем может рассказать шедевр? О мастерстве его создателя, о культурных, национальных традициях или об определенном направлении в искусстве? А может быть, каждый раз мы видим в нем вовсе не личный опыт художника, дизайнера и модельера, а себя самих, собственные знания и впечатления? 

Книги серии «Почему это шедевр» и арт-навигаторы издательства «Синдбад» предлагают именно такой, нетривиальный, вдумчивый и нелинейный подход к осмыслению художественных произведений. Небольшие, но широкоформатные книги-альбомы серии "Почему это шедевр" больше настраивают на критическое восприятие созерцаемого. Каждый разворот – это новое полотно, предмет мебели, уникальная фотография или один из образцов высокой моды. Краткая история создания дополнена небольшим визуально-смысловым анализом и цитатой самого художника, дизайнера, модельера, знакомящей нас с творческими намерениями и методами автора.

В конце книги вы найдете хронологическую шкалу с участием всех 80 шедевров, а также справочную информацию по ключевым именам. Но на главный вопрос, вынесенный в заглавие, вам, пожалуй, все-таки придется ответь самим.




Обрист, Х. У.
Краткая история кураторства / Ханс Ульрих Обрист ; пер. с англ. А. Зайцева. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2014. - 255 c.


В своей книге Ханс Ульрих Обрист с помощью серии интервью с ведущими кураторами и директорами музеев из Европы и США формулирует оригинальный взгляд на историю современного искусства последних шестидесяти лет как на революцию, истоком которой стали невиданные раньше типы экспозиционной и музейной практики, породившие принципиально новый контекст как для самого искусств, так и для его восприятия зрителями.


Контекст презентации произведения был важен всегда, во второй половине XX века произведения искусства стали систематически ассоциироваться с выставками, где они были показаны впервые. С конца 1960-х годов возникает фигура «куратора-творца». И хотя в последнее десятилетие история выставок начала изучаться более углубленно, по-прежнему неисследованными остаются те связи, которые возникали между кураторами, институциями и художниками в разного рода объединяющих их ситуациях.


В книге на первый план выходят сетевые отношения, существовавшие внутри художественного сообщества на самом раннем этапе формирования кураторских практик. Читателю не раз встретятся имена Александра Дорнера — директора ганноверского Ландесмузеума, Арнольда Рюдлингера — руководителя Художественного музея в Базеле и Виллема Сандберга, директора амстердамского Стеделийк.

Ханс Ульрих Обрист (1968, Вайнфельден, Швейцария) — куратор, критик, историк искусства, директор лондонской галереи «Серпентайн», ведущий специальной программы Migrateurs в Музее современного искусства в Париже.




Норман, Д. Дизайн привычных вещей / Дональд Норман ; пер. с англ. Б. Л. Глушака. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 261 c.


Автор анализирует с точки зрения дизайна и практичности десятки предметов, которыми мы пользуемся ежедневно, интересно и аргументированно рассуждая об ошибках, совершенных при их проектировании. Красивое — это далеко не всегда еще и удобное. Это чтение для тех, кто интересуется разработкой и дизайном потребительских товаров, а также тех, кто хоть раз пытался толкнуть дверь, которую нужно тянуть на себя, или ошпаривался в душе. По мнению Дональда Нормана, слишком много вещей в нашем мире разрабатывают, выпускают и навязывают нам без понимания или даже заботы о том, как мы будем их использовать. «Я хотел с помощью своих идей выступить в поддержку хорошего дизайна вещей, которыми мы могли бы пользоваться с улыбкой на лице», - пишет дизайнер. «Дизайн привычных вещей» - это настоящий справочник дизайнерских находок и ошибок. Книгу стоит прочесть как тем, кто создает дизайн, так и тем, кто его использует.

 

Дональд Норман — основатель одной из ведущих компаний в области дизайна Nielsen Norman Group, бывший вице-президент Apple, профессор информатики Северо-Западного университета.
 
 




Берд, М. 100 идей, изменивших искусство / Майкл Бёрд ; пер. с англ. С. Куракиной. - Москва : Эксмо, 2013. - 216 c.


Что означает «изменить искусство»? Где-то в V веке до н.э. греческие скульпторы по-иному стали изображать обнаженные фигуры. Скорее всего, на них повлияли определенные интеллектуальные воззрения на человеческую телесность. Идея преобразовывает искусство, как и оно, в свою очередь, влияет на идеи.

Перед вами — прекрасно иллюстрированное издание, замысел которого — в открытии идей, повлиявших на развитие искусства и подаривших ему новые смыслы и формы. Среди них есть технические новшества: бумага, стеклянные зеркала, камера-обскура, пластмасса, Интернет. Ничто из перечисленного не создавалось с художественными целями, но каждое открыло новые возможности, которыми не замедлили заинтересоваться и воспользоваться люди искусства. Например, математика тесно переплелась с эстетикой, благодаря понятиям гармонии, симметрии и пропорций. А изобретенная в Китае более 2 тысяч лет назад бумага остается одним из самых широко используемых в искусстве материалов. Даже обыкновенная сварка сыграла свою роль в художественном мире, открыв новые возможности для создания крупных металлических фигур.

Кроме технических изобретений важную роль сыграли идеи романтизма, реализма, поп-арта, глобализации и другие. Обо всем этом — книга «100 идей, изменивших искусство».






Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Роузли Голдберг ; пер. А. Асланян. - Москва : Ad Marginem Press, 2014. - 319 c.


Перформанс считается одним из важнейших видов искусства XXI века, в наши дни его можно нередко встретить в крупнейших художественных музеях мира. Широкая популярность этого явления в глазах аудитории, интересующейся новым искусством, объясняется желанием напрямую общаться с художниками современности. Как самостоятельное средство художественного выражения получил признание в 1970-е годы.

Перед вами — книга по история перформанса, демонстрирующая давнюю традицию обращения художников к живому выступлению, которое, будучи одним из многих средств выражения их идей, сыграло важную роль в истории искусства. Издание будет интересно для всех любителей и знатоков современного искусства. Книга была впервые опубликована в 1979 году.


Роузли Голдберг является основателем, директором и куратором «Performa», некоммерческой организации в сфере искусства, оказывающей поддержку художникам и помогающей им развивать новые виды перфоманса. В 2005 году она организовала первую Нью-Йоркскую биеннале перформанса. В 2006 году правительство Франции удостоило Голдберг звания кавалера Ордена искусств и литературы.





Картье-Брессон, А. Воображаемая реальность
/ Анри Картье-Брессон ; [пер. с фр. Галины Соловьевой]. - Санкт-Петербург ; Москва : Лимбус Пресс, 2012. - 123 c.


Немногие умеют путешествовать налегке. Но если ты однажды усвоил эту науку, то уже не сможешь жить иначе. Именно это позволяло Анри Карте-Брессону проскользнуть невидимкой, позволяло затаиться, чтобы подстеречь мгновение, и в то же время придавало смысл этому потаенному мгновению. Он склонялся по дорогам Старого Света, а позже по Азии, где его поджидали различные встречи, где его взгляду открывались уличные сценки, как если бы весь мир сделался для него мастерской под открытым небом…

Дневниковые записи, мемуары и эссе Анри Картье-Брессона, емкие и ясные, как его черно-белые снимки, содержат строгие правила фотосъемки и глубокие суждения о природе фотографии, выразительные описания стран и воспоминания о выдающихся современниках фотографа.

Анри Картье-Брессон (1908-204) – один из основателей современной фотографии, блестящий мастер фотожурналистики.




Васильев, И. Практика создания 
товарных знаков
/ Иван Васильев. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.

 

В книге рассказано о  том, как организовать работу по созданию товарного знака и разработке фирменного стиля. Автор описывает проектный подход: от получения заказа, изучения конкурентов, придумывания идеи, создания дизайна и взаимодействия с заказчиком  до регистрации товарного знака и доменного имени, рассказывает об их использовании в решении повседневных задач компании.

Это  руководство к действию, которого долгого времени не хватало всем, кто заказывает для своих компаний товарные знаки или фирменный стиль. Книга будет полезна предпринимателям, дизайнерам и маркетологам.




Краузе, Дж.  Разработка логотипа: большая книга дизайнерских идей, подходов и концепций
/ Джим Краузе ; пер. с англ. И. Рузмайкиной. – СПб. : Питер, 2013. – 272 с.


Это оригинальная и красочная книга послужит источником вдохновения и поиска привлекательных идей для любого дизайнера, сталкивающегося с задачей разработки логотипа и фирменного стиля. Известный дизайнер Джим Краузе предлагает подробное и увлекательное исследование процесса создания логотипа, а также разбор составляющих их элементов: символы, монограммы, типографику, эмблемы, цветовые палитры. В этой книге вы найдёте множество идей, способных привести к уникальным, привлекательным и эффективным решениям.




 





Шервин, Д. Креативная мастерская
: 80 творческих задач дизайнера / Д. Шервин ; пер. с англ.: С. Силинский. – CПб. : Питер, 2013. – 240 с.


В этой книге вы найдёте восемьдесят заданий с подсказками, которые помогут разглядеть новые подходы к быстрому решению разнообразных дизайнерских задач. Воспользуйтесь шансом отточить свои навыки, и вы сможете справиться с любым дизайнерским проектом – от создания бренда и сопутствующих рекламных продуктов до полномасштабного интерактивного проекта, ориентированного на пользователя. Попутно вы совершите краткие экскурсы в такие области, как проектирование  навигационных систем, дизайн газет, журналов и веб - сайтов, работа с видео и анимацией и другие сферы, связанные с дизайном и творческими задачами.



 






Туэмлоу, Э. Графический дизайн: фирменный стиль, новейшие технологии и креативные  идеи / Э. Туэмлоу ; пер. с англ.: К. Крутских. – Москва : АСТ : Астрель, 2006. – 256 с.


Если вы имеете хоть какое-то отношение к дизайну, то наверняка согласитесь с выражением, что графический дизайн служит для создания связи между людьми – зрителями, слушателями, читателями, посетителями, игроками, прохожими, жильцами, подписчиками или клиентами. Способы общения дизайнера с этими группами: эфирный дизайн, звуковой дизайн, игровой дизайн, журнальный дизайн, книжный дизайн и др. Теория и практика современного графического дизайна от "а" до "я"! 
Эта книга откроет вам путь к профессиональному совершенству!



 



 


Сонтаг, С. О фотографии / Сьюзен Сонтаг ; пер. с англ. Виктора Голышева. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2013. - 268 c.


Перед вами серия эссе философского характера «О фотографии» Сьюзен Сонтаг. Если вы размышляете о роли фотографии в жизни человека, то возьмите эту книгу в руки, и вы не пожалеете. «Эта книга безусловно будет стоять у истока всех последующих размышлений о фотографии» The New York Times.

В книге Сонтаг приходит к выводу, что широкое распространение фотографии приводит к становлению между человеком и миром отношений «хронического вуайеризма», в результате чего все происходящее начинает располагаться на одном уровне и приобретает одинаковый смысл. Главный пародокс фотографии заключается, согласно Сонтаг, в том, что человек, который снимает, не может вмешаться в происходящее, и, наоборот, - если он участвует в событии, то оказывается уже не в состоянии зафиксировать его в виде фотоизображения.







Беленький, А. И. Цифровая фотография : школа мастерства / Александр Беленький. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 135 c.


Еще одна книга в копилку начинающего фотографа - «Цифровая фотография: школа мастерства» известного российского фоторепортера Александра Беленького. Более чем двадцатилетний опыт работы в газетах и журналах двух столиц и зарубежных изданиях позволил автору просто и понятно описать технические приемы цифровой обработки фотографии, наиболее часто используемые фотографами в работе.

Казавшаяся невозможной прежде мечта о фотопленке с переменной чувствительностью и цветностью, да еще о том, чтобы можно было снять только один кадр и сразу же проявить, сбылась и воплотилась в цифровых камерах. Можно менять чувствительность и цветовую температуру, а после пары сделанных кадров изменить все настройки для нового сюжета. А для того, чтобы поменять на снимке цвет, свет – да все, что захотите, нужно лишь слегка пробежаться по клавиатуре пальцами. Фотографирование как увлечение стало повальным вследствие этой пресловутой видимой легкости самого процесса и достижимости результата. Однако не стоит забывать, что в конечном счете управляет этой техникой. Как она поведет себя в руках Фотографа, будет строптива или послушна, зависит исключительно от вашего желания. Если вы хотите получить технически совершенные картинки, а затем  пойти дальше, выйти за рамки чисто домашней фотографии, то эта книга вам поможет.


Александр Беленький – член Союза журналистов, в настоящее время – фоторепортер газеты «The St. Petersburg Times». Работал во многих газетах и журналах: «Смена», «КоммерсантЪ», «Пульс», сотрудничал с изданиями: «Огонек», «Известия», «Newsweek», «Guardian», «Helsingin Sanomat» и другими.

Участник многих фотовыставок. Член жюри различных фотоконкурсов, в том числе всероссийского фотоконкурса фирмы «Canon», фотоконкурса «Северная Пальмира», детских городских фотоконкурсов. Проводил семинары на факультете журналистики СПбГУ, в петербургском Доме журналиста, читал лекции иностранным студентам в Политехническом университете, в университете  искусств Хельсинки. Автор иллюстраций к нескольким книгам.




Школа фотографии Майкла Фримана. Цифровая обработка

фотографий / гл. ред. Майкл Фриман ; при участии Стива Лака. - Москва : Добрая книга, cop. 2012. - 160 c.

Школа фотографии Майкла Фримана. Свет и освещение / гл. ред.: Майкл Фриман ; при участии Джеффа Вигналла. - Москва : Добрая книга, сop. 2012. - 159 c.


Перед вами еще две книги из серии учебных пособий всемирно известного фотографа «Школа фотографии Майкла Фримана». Первая – «Школа фотографии Майкла Фримана. Цифровая обработка» - поможет вам научиться превращать обычные снимки в стильную фотографию, используя современные приемы обработки цифровых изображений. В книге вы найдете простую и эффективную систему цифровой обработки снимков, соответствующую вашему стилю фотосъемки и творческим замыслам, базовые процедуры обработки изображений, трюки и «фишки» цифровой обработки, которыми пользуются профессиональные фотографы, чтобы использовать потенциал каждого снимка, а также 400 цветных фотографий и иллюстраций с подробным анализом приемов цифровой обработки.



Вторая - «Школа фотографии Майкла Фримана. Свет и освещение» - о том, как выбрать подходящее освещение для объекта съемки. В книге: секреты работы с искусственным и естественным светом, фотосъемка в условиях сложного освещения, конструирование систем освещения при съемке в студии и под открытым небом, обзор осветительного оборудования и способы его эффективного использования. И 200 фотографий и иллюстраций с подробным анализом приемов работы со светом, показывающими, как и почему фотографии получаются удачными!

Как и в прошлых книгах серии, теоретическая часть чередуется с творческими заданиями. После каждого задания приводятся работы студентов школы, самостоятельной выполнявших эти задания, их анализ и обсуждение.









Левашов, В. Лекции по истории фотографии / Владимир Левашов. - [2-е изд.]. - Москва : Тримедиа, 2012. – 481 c.


В Россию фотографию завез член Петербургской Академии Наук химик-технолог Иосиф Христианович Гамель (1788-1861). На своей должности в Академии он занимается историческими разысканиями о разных изобретениях и открытиях в технических искусствах и проводит большую часть времени в Европе. Когда в 1839-м  Гамель отправляется в очередную заграничную командировку, коллеги – академики просят его собрать сведения об изобретении Дагера, а также провести аппаратуру и снимки, созданные в Дагеровской технологии…Первое сообщение о человеке, получившем в России дагеротипический снимок, появляется в 1839 году в журнале «Сын Отечества»: «Октября 8-го, в Петербурге, г-н Теремин, подполковник Путей сообщения, произвел удачный опыт, снятием через дагерротип, в продолжении 25-ти минут, Исаакиевского собора, и тем доказал, что и под 60 градусов широты, осенью, дагеротип не теряет своего действия.»

Об этом и многом другом вы найдете в книге Владимира Левашова «Лекции по истории фотографии». Автор – известный художественный и фотокритик, куратор. С 2004 – арт-директор Stella Art Foundation (Москва). Куратор более 50 выставок Фонда. Автор многочисленных статей по современному искусству и фотографии, а также двух книг: «Фотовек» (2002) и «Лекции по истории фотографии (первое издание - 2007)».




Кини, М
. Мода и реклама
/ Магдалена Кини ; [пер. с англ.: И. Д. Голыбиной, А. Н. Степановой]. - Москва : АРТ-РОДНИК, печ. 2011. - 175 c.


Что требуется для того, чтобы сделать модную или рекламную фотографию? Книги, в которых собраны подобные мастер-классы, показывают, что не существует однозначного ответа на этот вопрос. Автор, Магдалена Кини, взяла интервью у фотографов, которых она считает десяткой лучших современных мастеров, имеющих различные подходы и техники. Беседы с мастерами, в которых обсуждается специфика подхода к работе, технические приемы, а также философия фотографа, составляют основу книги. Кини охватила все самое практичное и поучительное, в то же время признавая бесполезность и нежелательность попыток просто повторить представленные в книги работы. И, конечно, в ней вы найдете интересные фотоработы лучших современных мировых фотографов – героев издания.





Школа фотографии Майкла Фримана. Композиция : [перевод с английского] / гл. ред. Майкл Фриман ; при участии Даниэлы Боукер. - Москва : Добрая книга, 2012. - 160 c.


Школа фотографии Майкла Фримана – это новая серия учебных пособий всемирно известного
фотографа. Это уникальный интерактивный модульный курс цифровой фотографии для начинающих. Перед вами две книги из серии. Первая - «Школа фотографии Майкла Фримана. Композиция» - посвящена искусству композиции, правильному выбору и подаче сюжета. Вы научитесь делать великолепные снимки даже самых заурядных сюжетов, строить эффектную композицию и просто замечать интересные сюжеты и объекты для съемки. Во второй книге – «Школа фотографии Майкла Фримана. Экспозиция» - вы найдете простое и понятное изложение примеров выбора и настройки параметров экспозиции на камере для любого сюжета.

Теоретические части книги чередуются с творческими заданиями, для выполнения которых необходимо провести съемки по конкретному плану и закрепить на практике знания, полученные в предыдущих разделах. После каждого задания приводятся работы студентов школы, самостоятельной выполнявших эти задания, их анализ и обсуждение.



Дар библиотеке - подарок читателю!



Спешим сообщить, что фонд нашей библиотеки пополнился новыми книгами – изданиями по графическому и промышленному дизайну.


Все книги выпущены издательством студии Артемия Лебедева.


Такое поступление стало возможным благодаря проекту Студии Артемия Лебедева. Ежегодно 40 библиотек страны будут бесплатно получать новые книги издательства. Добролюбовка в этом списке!


Артемий Лебедев о проекте в своем блоге: «Мы издаем книги для того, чтобы сеять разумное, доброе и вечное. И нам важно, чтобы как можно больше людей имело доступ к знаниям, которые мы считаем важными».


Мы тронуты вниманием, для нас это ценный дар и думаем, что вы, дорогие наши читатели, оцените этот подарок! Подробная информация о каждом издании на сайте Студии Артемия Лебедева.


Студия Артемия Лебедева (www.artlebedev.ru) основана в 1995 году. Основные направления — промышленный дизайн, графический дизайн, городской дизайн, создание сайтов, проектирование интерфейсов, дизайн шрифтов и систем навигации.



В комплект подаренных книг по графическому и промышленному дизайну вошли:


  • Гордон, Юрий. Книга про буквы от Аа до Яя / Юрий Гордон. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013. - 593 с. : ил.
  • Дюрер, Альбрехт (немецкий живописец и график ; 1471-1528). Дневники. Письма. Трактаты / Альбрехт (немецкий живописец и график ; 1471-1528) Дюрер ; А. Дюрер. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева Т. 2 : Трактаты. - 2012. - 264 с. - (Классические памятники теории изобразительного искусства)
  • Коломнин, Петр Петрович. Краткие сведения по типографскому делу / Петр Коломнин. - Репр. воспроизведение кн. 1899 г. с прил. главы "Титул. Обложка" из 2-го, испр. изд. 1929 г. - Москва : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2008. - 702, [7] с. : ил
  • Лебедев, Артемий. Ководство : офлайновая версия www.kovodstvo.ru / Артемий Лебедев. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. - 447 с. : ил., цв.ил.
  • Леонардо да Винчи (1452-1519)Избранные произведения : [в двух томах] / Леонардо да Винчи (1452-1519) ; Леонардо да Винчи. - Изд. 2-е. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева. - 2012. - Печ. по акад. изд. 1935 г. - ISBN 978-5-98062-047-9 Т. 1 / [авт. вступ. ст. А. К. Дживелегов] ; пер., [примеч.] В. П. Зубова. - 2012. - 440 с. : ил. - Библиогр.: с. 399-401.
  • Леонардо да Винчи (1452-1519)Избранные произведения : [в двух томах] / Леонардо да Винчи (1452-1519) ; Леонардо да Винчи. - Изд. 2-е. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева. - 2012. - Печ. по акад. изд. 1935 г. - ISSN 978-5-98062-047-9 Т. 2 / пер. и ст. А. А. Губера, В. К. Шилейко и А. М. Эфроса. - 2012. - 476 с. : ил.
  • Мильчин, Аркадий Эммануилович. Справочник издателя и автора : ред.-изд. оформл. изд. / А.Э.
  • Мильчин, Л.К. Чельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Олма-Пресс, 2003. - 799 с. : ил.
  • Проненко, Леонид Иванович.Каллиграфия для всех / Л. И. Проненко. - Москва : Книга, 1990. - 247,[1] с. : ил.
  • Рэнд, Пол. Дизайн: форма и хаос / Пол Рэнд ; [пер. с англ. Игоря Фронова]. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013. - 237 с. : ил., цв. ил.
  • Форти, Адриан. Объекты желания : дизайн и общество с 1750 года / Адриан Форти ; пер. с англ. И. Форонова. - Изд. 2-е, испр. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013. - 453 с. : ил.
  • Франк, Герц Вульфович. Карта Птоломея : записки кинодокументалиста / Г. В. Франк. - Москва : Искусство, 1975. - 231 с.
  • Франк, Яна. Тайные знания коммерческих иллюстраторов / Яна Франк. - 2-е изд. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. - 209 с. : ил. Чихольд, Ян. Новая типографика : руководство для современного дизайнера / Ян Чихольд ; пер. с нем. Л. Якубсона. - 2-е изд. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2012. - 245 с. : ил., цв.ил.
  • Чихольд, Ян Облик книги : избранные статьи о книжном оформлении и типографике / Ян Чихольд ; пер. с нем. Е. Шкловской-Корди ; с коммент. В. Ефимова. - 4-е изд. - Москва : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013. - 225 с. : ил
  • Чихольд, Ян Образцы шрифтов : руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов, литографов, издательских работников, типографов, архитекторов и студентов художественных училищ / Ян Чихольд ; [пер. с нем. Л. Якубсона]. - Москва : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2012. - 245 с. : ил







"Фотомастерская" - журнал для фотографов и не только...


Журнал "Фотомастерская" - один из лучших российских журналов по фотографии. В каждом новом номере журнала можно встретить интересные статьи, а также уроки по фотографии, современные методы и программы обработки фотографий, советы по работе с техникой. Материалы журнала будут понятны и интересны как профессионалам, так и  всем, кто увлекается цифровой фотографией, а также  тем, кто занимается графическим дизайном.

Приглашаем познакомиться с журналом поближе - предлагаем небольшой обзор интересных публикаций и конкурсов.




Арт-резиденции: как и куда уехать практиковаться? / материал подготовила Анна Шевченко //  Фотомастерская. - 2013. - № 2. - С. 50-53.


Возможно, увидев название статьи, вы спросите: «А что такое «арт-резиденция»?»


И тут же в статье найдете исчерпывающий ответ: «Арт-резиденции – это сообщества творческих людей, открытые творческие мастерские в самых различных сферах искусства».


Некоторые из них - позволяют познакомиться с авторитетными коллегами, поделиться опытом в комфортной среде с единомышленниками, другие - помогают готовиться к масштабным проектам, а некоторые – дают возможность уединиться и спокойно работать.


Арт-резиденции проходят круглый год в самых разных странах. Некоторые программы проходят в рамках частного объединения творческих людей, а организаторами других могут выступать музеи, галереи, фестивали и т.д.


О том, какие бывают арт-резиденции, где и когда проходят, все условия участия в них, способы подачи заявки, а также примеры арт-резиденций, куда ещё можно успеть подать заявки читайте в статье «Арт-резиденции: как и куда уехать практиковаться?»


Пример: Арт-резиденция Light Work(Сиракьюс, США) ежегодно приглашает 12-15 фотографов со всего мира для создания совместного творческого проекта. Участники имеют доступ к мастерской, оборудованной современным оборудованием. Жестких требования для участия нет: нужно письмо о своем понимании и видении фотографии и диск с фотографиями. Финансирование? Организаторы однократно выплачивают стипендию 4000$, оплачивают жилье и мастерскую, а участник берет на себя транспортные расходы, питание.




Фотография как волонтерство / материал подготовила Анна Шевченко // Фотомастерская. - 2012. - № 11. - С. 34-39.

Работать на археологических раскопках в старом замке, участвовать в международных фотомарафонах, организовывать фото и кинофестивали, придумывать граффити для заброшенных городских зон, проводить экскурсии в музее и участвовать в реставрации старых картин и фотографий – все это более чем реально, и эти возможности предоставляют многочисленные волонтерские программы по всему миру.


Есть разные виды лагерей, среди которых есть и творческие лагеря, связанные с искусством, творчеством, они называются ART/CULT. Именно в этой категории чаще всего оказываются фотопроекты. Попав на такой фотопроект, вы можете, например, поучаствовать в фотомарафоне в Исландии и запечатлеть исландские пейзажи в разное время суток.


Схема простая: вы оплачиваете небольшой сбор за участие, покупаете себе билет до места проведения и работаете на интересном проекте волонтером (то есть бесплатно), а принимающая организация взамен отплачивает вам бесценным опытом, знакомствами, бесплатным проживанием, питанием и экскурсиями.


Подробнее о том, какие еще бывают лагеря, как стать участником, как подать заявку и в какое время, а также прим еры фотогалерей и арт-проектов в статье «Фотография, как волонтерство».





Зарабатываем на фотографии: фотостоки // Фотомастерская. - 2012. - № 11. - С. 50-53.

Под термином «фотостоки» - подразумеваются так называемые «фотобанки», которые покупают фотографии для использования их в печати, рекламе или на сайтах. Фотограф размещает в фотобанке свои работы и получает отчисления от каждой проданной фотографии в виде фиксированной платы или процента.

Главный критерий стоковой фотографии – это спрос. Особенным спросом пользуются фотографии счастливых людей (семья, бизнес, работа, любовь), а также предметные снимки: еда, канцтовары, и т.д.

Стоковая фотография – это не художественная фотография, а товар, который позволит фотографу заработать на своем хобби.

Что для этого нужно? Какие критерии предъявляются к стоковой фотографии (качество, формат, названия снимков)? Чего лучше избегать?

Ответы на эти вопросы в статье «Как заработать на фотографии».

В статье вы найдете также список ведущих фотобанков с подробным описание всех особенностей размещения в них фотографий, советы для начинающих, комментарий опытного стокового фотографа.




«Фотошоу Flickr» //  Фотомастерская. - 2013. - № 2. - С. 16-18.

Если у вас есть необычные, интересные снимки, добавляйтесь в группу «Фотошоу Flickr» и публикуйте их на страничке группы http://www.flickr.com/groups/photoworkshop_magazine.

«Фотошоу Flickr» - это рубрика журнала «Фотомастерская», которая на протяжении уже нескольких номеров публикует лучшие фото своих читателей. Каждый выпуск рубрики посвящается какой-либо теме, как например, «Ощущения», «Притяжение», «Портреты в интерьере» и т.д. Фотоработы оценивают эксперты, а победитель всегда получает приз! Дерзайте! И, возможно, ваши фото появятся в одном из номеров журнала в одноимённой рубрике.













Конкурс уроков по фотообработке
// Фотомастерская. - 2013. - № 2. - С. 73.

Если Вы любите работать в Photoshop, Испытываете на снимках новые методы обработки и придумываете собственные, Создаете самые крутые коллажи и нереальные изображения…. Тогда поделитесь знаниями с читателями журнала «Фотомастерская».

Журнал «Фотомастерская» объявляет конкурс уроков по фотообработке и коллажу.

Присылайте изображения до и после обработки, а также подробное описание того, как вы этого добились. Урок, признанный лучшим, будет опубликован в журнале, а его автор получит гонорар в размере 5000 рублей.











Из поступлений в фонд отдела литературы по искусству (2012 год)


История фотографии. С 1839 года до наших дней : собрание Дома Джорджа Истмена / [текст: Уильям С. Джонсон, Марк Райс, Карла Вильямс ; пер. с англ.: Л. А. Борис]. - Москва : Taschen :  Арт-Родник, 2010. - 66 с. : ил.


«История фотографии» познакомит вас с историей возникновения и развития фотографии по материалам собрания Дома Джорджа Истмена, который был открыт в 1949 г. в доме основателя компании Eastman Kodak и стал первым музеем в Соединенных Штатах, посвященным фотографии и кинематографу. Коллекционное собрание музея великолепно представляет историю американской фотографии, включая журналы, кинематограф, фотоснимки и  оборудование. Всего коллекция насчитывает 400 000 экспонатов, имеющих большую эстетическую ценность.

Изначально работников музея интересовало не простое коллекционирование изображений, а вопрос «как, почему и кем была сделана фотография». Все фотографии, собранные в книге, имеют свою историю, в подписях к ним вы найдете информацию о том, кем и как создавалось фото.

Фотографии всегда обозначают нечто большее, нежели изображенные на них сюжеты. Фотографы представляют нам не только то, что изображено, но и все, что подразумевается при этом. Именно благодаря этому авторы остаются в своих работах, а их фотографии дарят нам возможность новых открытий.



Розов, Г. Как снимать : искусство фотографии / Георгий Розов. - М. : АСТ : Астрель, 2011. -  415 с. : ил.


Книга известного московского фотографа и журналиста Георгия Розова расскажет о том, как снимать репортаж, натюрморт, пейзаж, портрет, архитектуру, рекламный проспект и др.

Издание является, прежде всего, учебным пособием для фотолюбителей и для тех, кто хочет зарабатывать на жизнь с помощью фотоаппарата. Вы получите основательные знания о профессиональной технике, научитесь правильно использовать естественный свет и осветительные приборы. В книге впервые публикуется информация о съемке натюрмортов с помощью световолоконной кисти. С ее помощью вы можете осветить каждый элемент снимаемой композиции, расставляя световые акценты там, где считаете нужным, максимально выявить объемы, цвет и красоту предметов.

Автор рассказывает о секретах  фотографии на основе тех своих работ, которые вызвали наиболее сильный эмоциональный отклик у зрителя.



Басманова, Э. Б. Визитная карточка : история и современность  /  Э. Б. Басманова. - М. : Новый хронограф, 2010. - 104 с. : ил.


Визитной карточкой – скромным представительским документом – в современной жизни мы пользуемся постоянно: и в профессии, и в частной жизни и даже на отдыхе. Различные виды современных визитных карточек предоставляют нам значительные возможности в этикете знакомства, существенно облегчая способы делового и личного общения.

В этой прекрасно иллюстрированной и выполненной в форме визитной карточки книге вы найдете все об истории возникновения и применения визитных карточек как в светском, так и в деловом общении.

Автор книги – Эля Борисовна Басманова – известный специалист в области делового и светского этикета, историк-музеевед, преподаватель, является автором образовательных программ и научных публикаций по светскому и деловому этикету.



Лебедева, Т. В. Авторская кукла
: мастер-класс для начинающих / Т. В. Лебедева, Т. Шевченко. -  Ростов-на-Дону: Владис, 2012.- 190, [1] с.



Издание расскажет, как своими руками сделать оригинальную куклу Тильду. Если вы еще не полюбили эту забавную куколку, то лишь потому, что не познакомились с ней. Придумала эту очаровательную игрушку норвежка Тоне Финнангер. Тильда - смешная, немного несуразная кукла с непропорционально тонкими длинными руками и ногами, со своим характером и неповторимым очарованием. Как правило, это не игровая, а интерьерная кукла, поэтому в ее набивке можно использовать корицу, ваниль, ароматные травы.

Также книга поможет вам научиться делать замечательные вязаные игрушки: милого медвежонка Умку, забавного щенка, рыжего лисенка, пингвина и др.

Авторская кукла – прекрасный подарок близкому человеку и интересная игрушка для ребенка. Сделанная своими руками кукла имеет свой характер, ведь человек вложил в нее что-то свое. На страницах этой книги авторы поделятся с вами своими умениями и секретами. Сделанные вами игрушки станут настоящей радостью для вас и ваших детей.





Ингпен, Роберт. Страна Чудес Роберта Ингпена : альбом иллюстраций : секреты великого художника / коммент. Сары Мэйр Кокс ; пер. с англ. Майи Лахути. - Москва : Махаон, 2012. - 110 с. : ил.


Замечательно иллюстрированное издание, рассказывающее о философии и творческом методе работы известного иллюстратора Роберта Ингпена, австралийского художника, автора иллюстраций «Алисы в стране чудес», «Приключения Тома Сойера», «Вокруг света за восемьдесят дней» и других любимых многими книг для детей и взрослых, обладателя престижнейшей награды в области детской литературы – премии имени Х.К. Андерсона.

Эта книга – не биография Роберта Ингпена и не альбом его работ. Авторы ставили другую цель - приоткрыть в статьях и подписях к рисункам творческий процесс, который стоит за каждой иллюстрацией. Возле каждой из них в «Стране чудес»  вы найдете рассказ о ее рождении на свет, о том, как автор работал над иллюстрацией, стремясь передать как можно точнее образ персонажа или сюжет.

Принцип Ингпена – иллюстрация должна служить тексту и идеям писателя. «Главное - ухватить самую суть эпизода или персонажа и передать ее средствами изобразительного искусства». В то же время художник оставляет место для воображения читателей. В его рисунках ничего особенного не происходит. «Он уверен, что если несколькими точными штрихами обозначить персонажей и место действия и оставить пространство для воображения, остальное мы сумеем додумать сами».

Важно, по мнению Роберта Ингпена, не быть назойливым интерпретатором, когда иллюстратор слишком стремится показать себя.

Авторы адресуют книгу художникам, художникам-иллюстраторам, а также учителям в качестве учебного пособия, с помощью которого можно рассказать, как в иллюстрациях оживают произведения литературы, мифы, легенды, история и люди. С нашей стороны мы адресуем «Страну чудес», конечно, художникам и просто всем, кто любит и занимается творчеством.



Успенский, А. М. Между авангардом и соцреализмом : из истории советской живописи 1920-1930-х годов / Антон Успенский. - Москва : Искусство-XXI век, 2011. - 323 с. : ил.


Книга известного петербургского искусствоведа Антона Успенского посвящена российскому искусству 1920 - 1930-х годов («неполярное» - прим. автора), которое отказалось быть социально востребованным, а потому надолго попало в зону умолчания. Это искусство не вписывалось в рамки двух основных художественных явлений того периода – авангарда и соцреализма. Эпоха, между тем, требовала от художника гражданского пафоса, вербовала и пестовала те виды искусств, которые способны нести ей верную службу, за что отвечала им взаимностью.

Очень разных по стилю и творческим предпочтениям художников объединяло то, что все они были сосредоточены на решении собственно пластических и живописных задач.

Своей книгой А.Успенский восстанавливает стилевое звено в истории отечественного довоенного искусства и возвращает читателям незаслуженно забытые имена. В книге воспроизводятся редкие, малоизвестные широкому кругу любителей искусства работы художников.

Рассказ о советской живописи 1920-х – 1930-х годов сопровождается экскурсами в литературу, анимацию, книжную графику той поры.

Издание адресовано искусствоведам, культурологам, коллекционерам, а также всем, кто интересуется историей живописи советского народа.

Антон Успенский, – искусствовед, художник, историк искусства, специализирующийся на истории отечественной живописи ХХ и ХХI веков, кандидат искусствоведения, член Союза художников, ведущий научный сотрудник Русского музея, ведущий авторской рубрики «Выставки с Антоном Успенским» на интернет – телеканале «Искусство-ТВ».



Паломники в страну Востока. Произведения российских художников XX - начала XXI века из собрания Государственного музея Востока и частных коллекций : каталог выставки / [М-во культуры РФ, Гос. музей Востока ; ред.: Н. А. Гожева ; фот.: Э. Т. Басилия, Е. И. Желтов, О. А. Сухарева ; тексты: Н. В. Апчинская]. - Москва : Гос. музей Востока, 2011. - 91 с. : цв. ил.


Книга представляет собой каталог выставки «Паломники в страну Востока», которая состоялась в Государственном музее Востока в январе - феврале 2011 года. На ней экспонировалось более ста произведений 17 российских художников, обращавшихся в своем творчестве к теме Востока. В издании вы найдете не только каталог работ, но и краткие эссе о самих художниках. «Восток стал для них неисчерпаемым источником вдохновения», - пишут авторы. Он притягивал сохранившейся веками патриархальностью жизненного уклада, в нем видели и экзотику чужой культуры, и истоки европейской христианской цивилизации. Художников увлекала необычная красочность восточного прикладного искусства.


Север, Запад, Юг в развале,

Пали троны, царства пали.

На Восток отправься дальный,

Воздух пить патриархальный,

В край вина, любви и песни,

К новой жизни там воскресни.

Там, наставленный пророком,

Возвратись душой к истокам,

В мир, где ясным мудрым слогом

Смертный вел беседу с Богом,

Обретал без мук, без боли

Свет небес в земном глаголе…

И.В. Гете. Западно – восточный диван



Лидвелл, Уильям. Универсальные принципы дизайна : 125 способов сделать любой продукт более удобным и привлекательным с помощью оригинальных дизайнерских концепций / Уильям Лидвелл, Критина Холден, Джилл Батлер ; [авт. введ.: Кимберли Элам ; пер. с англ.: А. Мороз]. - Санкт-Петербург  : Питер, 2012 . - 272 с.

Вы, наверное, подумали, что перед вами учебник о том, как создать ту или иную рекламную продукцию, воплотить какое-то дизайнерское решение, что-то спроектировать? Вовсе нет! Издание раскрывает принципы дизайна, построенные на анализе мотивации человека, его человеческих предпочтений. Авторы объясняют причины, по которым всем нравятся высокие потолки и большие окна, из которых открывается прекрасный вид, а привлекательные люди считаются умнее, нравственнее  и общительнее по сравнению с непривлекательными людьми и др.

Например, в Америке провели эксперимент. На кофе-машинку, которой пользуются сотрудники одной организации, приклеивали поочередно картинку с цветами и снимок с глазами человека крупным планом. Когда на машинке висела картинка с изображением глаз, люди оставляли в три раза больше монет, чем в дни, когда было фото с цветами. Глаза с фотографии как бы наблюдали за людьми, и это побуждало их внести плату.

Авторы собрали массу полезной для современных дизайнеров, архитекторов и инженеров информации. Книгой удобно пользоваться, все понятия объяснены просто и доступно, с конкретными примерами и наглядными иллюстрациями.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Богдеско, И. Т. Каллиграфия / Илья Богдеско. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : АГАТ, 2006 . - 137 с. : ил.


Людям нередко даруется способность чувствовать прекрасное: кто- то тянется к музыке, кто-то – к живописи, другие – к театру или архитектуре. И есть люди, которые наделены особым чувством «красивой буквы».

«Мир красивого письма необозрим и прекрасен», - пишет автор. Да, согласитесь, наверное, каждый хотел бы иметь красивый почерк. И многие из вас, возможно, помнят, как в школьные годы было радостно, когда удавалось вывести красивую букву.

Но красиво и четко пишут многие грамотные люди. А это еще не искусство. В этой книге вы найдете методику овладения искусством рукописного письма и, если вам станет интересна каллиграфия, приложите к ней должное старание и вы обязательно обнаружите в себе талант. «Говорят, что в любом искусстве, чтобы добиться хороших результатов, нужен талант. Талант, конечно, не повредит, но кто может с точностью определить, еще до начала обучения, есть он или нет? До таланта надо добраться. Он обычно зарыт до поры глубоко. Важнее всего – желание».

В книге академика Ильи Богдеско описываются правила письма на основе начертаний, которые существовали в истории письма от начала первого тысячелетия вплоть до изобретения книгопечатания.

Автор адресует книгу широкому кругу любителей как учебное пособие для самостоятельного изучения каллиграфии, а также студентам художественных учебных заведений, художникам – оформителям книги, художникам рекламы, от которых во многом зависит, каким будет эстетическое лицо наших городов.

Книга подарена библиотеке Богдеско В.И., сыном автора.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Маккэлэм, Г. Л. 4000 мотивов: буквы, буквицы, иероглифы : справочник / Грэхем Лесли Маккэлэм ; [пер. с англ. А. И. Попандопуло]. - Москва : АСТ : Астрель, 2010 . - 384 с. : ил.


Книга представляет собой справочник, в котором вы найдете более 4000 наглядных образцов букв от шрифтов латинского алфавита, унциальных и готических до английских и современных шрифтовых коллекций для художников-графиков. В издание включены интереснейшие наглядные таблицы, показывающие развитие письменности от иероглифов до современных букв. Вы узнаете, от каких древних рисунков произошли современные буквы. Изображения можно копировать, увеличивать и срисовывать.

Книга подходит для художественного творчества в любой области: от вышивки и работ по дереву до графического дизайна.






Виталий Бубенцов. Живопись. Графика : [альбом / авт. ст.: Селиванов В. В. и др. ; пер.: Плюхина Ю., Лелека Э.]. – Мурманск, 2012 (Санкт-Петербург : Тип. ЗАО "ЭС-Принт"). - 175 с. : ил.


Прекрасно изданный альбом посвящен творчеству Виталия Николаевича Бубенцова, заслуженного художника России.


Коренной мурманчанин, В. Бубенцов свои главные произведения посвятил Кольскому Заполярью, его суровой, загадочной и удивительно красивой природе. Он не устает изображать Мурманск, Кольский залив, сопки, скалы, озера, старинные поморские села Варзугу и Ковду с их замечательными памятниками деревянного зодчества. «Песни Белого моря», «Кладовые Хибин», «Умба-горы», «Умба-лес», «Заполярный марафон», «Рыбацкий будни», «Древняя Ковда» - далеко не полный перечень работ, которые принесли известность художнику не только на мурманских, но и на российских выставках.

Авторы книги раскрывают важные неотъемлемые черты творчества художника. Во всех его произведениях, первоначально кажущихся простыми и повседневными, постепенно обнаруживается темперамент, придающий работам внутреннюю активность. Картины Бубенцова обладают большой внутренней силой, глубиной, они притягивают зрителя к себе, заставляют всматриваться.

Виталий Бубенцов – автор не только полотен, посвященных северной мурманской природе. Художник много путешествует. В результате поездок в Среднюю Азию, Крым, Голландию, Норвегию появились циклы произведений: туркменские мотивы, гурзуфские пейзажи, голландская и норвежская серии.

В.Н. Бубенцов преподает в Мурманском государственном гуманитарном университете. Автор монографии «Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность».

Картины художника находятся в галереях и частных собраниях Норвегии, Швеции, Финляндии, Голландии, Франции, Германии, Бельгии, США и других стран.


(по материалам вступительных статей В. Селиванова и Е. Ивановой)