ГлавнаяКРУГ ЧТЕНИЯ

Круг чтения


Серия «Художественные стили, направления, объединения»

Издательство Букс Март выпустило серию книг под названием «Художественные стили, направления, объединения». Красочные издания  расскажут Вам не только о художественных направлениях и мастерах прошлых веков, но и о современных явлениях в области искусства. В нашей библиотеке Вы сможете познакомиться с некоторыми книгами из этой серии: «Голубая роза», «Концептуальный модерн», «АХРР», «Мир искусства. Японизм».
 

В начале 20 в русской живописи сформировалось множество объединений, которые стали важнейшими центрами творческой жизни:

  • «АХРР» - ассоциация художников революционной России. Художниками АХРР были выдвинуты лозунги "художественного документализма" и "героического реализма".
  • Общество «Голубая роза» объединяло московских художников, связанных идеями символизма. Для них были характерны декоративная стилизация и мистико-символистские тенденции.
  • Художники творческого объединение «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве, они утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника.
Искусство художников этих творческих групп остается актуальным и сейчас  в начале 21 века.



Ратковски, Н. Профессия – иллюстратор. Учимся мыслить творчески / Натали Ратковски. – 4-е изд.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 328 с.


Если Вы творческий человек, любите рисовать и собираетесь связать свою жизнь с профессией иллюстратора, но не знаете с чего начать, то эта книга для Вас!

Автор книги Натали Ратковски, дипломированный дизайнер и иллюстратор, расскажет, как отказаться от стереотипов, научится видеть и анализировать, поможет разобраться в техниках создания иллюстраций. Научит, как правильно преподнести свой труд и оформить портфолио работ. Кроме того, в книге Вы увидите множество красочных иллюстраций, найдете упражнения для творческой разминки и ссылки на интересные сайты.

А благодаря простому языку изложения, книга доступна всем читателям, которым будет интересно узнать об особенностях работы иллюстратора.






  Горфункель, Е. И. Гений Смоктуновского / Елена Горфункель. - Москва : Navona, 2015. - 475 с. 

Два десятилетия, прошедшие в отсутствие Иннокентия Смоктуновского (1925 -1994), отдалили его от нас, но и отчётливо проявили его историческую значимость. В книге Елены Горфункель творческий путь феноменального артиста впервые рассматривается в своей завершённости и в сопряжении с эпохой, тоже завершившейся, но не исчерпавшей его: он той эпохе принадлежал, он же над ней возвышался. Читателю предстоит погрузиться в повествование столь же вдумчивое, сколь интригующее. В чём интрига? В самой личности героя. Его биография - и ролевая, и житейская - далеко не безоблачна. И прослежена она пристально, как никогда прежде. При этом автор не остаётся в плену внешних событий. Выстраивает внутренний сюжет, побуждающий разгадывать природу мастерства и вдохновения.
Елена Горфункель родилась в Ленинграде, окончила ленинградский Театральный институт (ЛГИТМиК) в 1970 году. Театровед, историк театра и критик. Автор книги "Смоктуновский" (1990), составитель и автор комментариев к сборникам "Премьеры Товстоногова" (1994), "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (2006), "Товстоногов репетирует и учит" (2007). Печаталась в журналах и газетах Москвы и Петербурга. Профессор кафедры зарубежного искусства СПбГАТИ. Лауреат премии им. Александра Кугеля (2003).

 







Хмельницкий, Д. С.
Николай Милютин в истории советской архитектуры / Дмитрий Хмельницкий. Мы наш, мы новый мир построим : [жизнь и творчество Николая Александровича Милютина] / Екатерина Милютина. - Москва : Новое литературное обозрение, 2013. - 500 с.


Николай Александрович Милютин - существенная фигура в истории отечественной архитектуры. В конце 1920-х - начале 1930-х годов он принимал самое активное участие в архитектурной политике, занимаясь проектированием общедоступного жилья и теорией соцрасселения; был сторонником конструктивизма и противником декларативно насаждаемой эклектики "сталинского стиля"; его книга "Соцгород" сделала ему имя на Западе. В книге Дмитрия Хмельницкого деятельность Милютина рассматривается на широком фоне и в самых разнообразных контекстах; значительный массив архивных материалов впервые вводится здесь в научный оборот. Книга дополнена воспоминаниями о Милютине, написанными его дочерью, Екатериной Милютиной-Рапопорт.




 






Жюльен, Франсуа. Великий образ не имеет формы, или Через живопись - к не-объекту: опыт де-онтологии / Франсуа Жюльен ; [пер. с фр.: Алексей Шестаков]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2014. - 367 с.


Книга выдающегося французского синолога Франсуа Жюльена, профессора философии Сорбонны и директора Института Марселя Гране, представляет собой сравнительный анализ европейской и китайской живописи. По мнению автора, китайская живопись является подлинной философией жизни, которая, в отличие от европейского искусства, не стремится к объективности и не желает быть открытым «окном в мир», предназначенным для единственной истинной точки зрения. Отсутствие формы у великих образов китайского искусства означает, что данная эстетика пытается уловить непрерывное движение и перетекание форм друг в друга, которое стирает ясные очертания вещей и нивелирует границу между видящим глазом и миром.









Алеников В. Свой почерк в режиссуре : [мастер-класс Владимира Аленикова] / Владимир Алеников. - Москва : РИПОЛ классик, 2015. - 446, [1] с.


Владимир Алеников – один из лучших режиссеров отечественного кино, писатель, киносценарист и продюсер. Постановщик знаменитых фильмов «Приключения Петрова и Васечкина», «Биндюжник и Король», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», «Война принцессы» и многих других.

В течение нескольких лет он был профессором кинорежиссуры Лос-Анджелесского университета. Сейчас руководит режиссерскими мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а также ведет спецкурсы в киношколе «Артерия кино» и в Киноакадемии Никиты Михалкова.


«При всей моей фанатичной преданности профессии, я не занимался глубоко ее теорией; так уж сложилось, что я практик, всему учился сам, и моя преподавательская деятельность основана в первую очередь на моем личном опыте. В этом, наверное, и плюс, и минус данной книги. Плюс, потому что то, о чем я рассказываю, имеет под собой живую основу, все это прожито и пережито мною, нигде ни у кого не прочитано. А минус в том, что я не выстраиваю никакой определенной системы, я просто делюсь теми выводами, к каким пришел методом проб и ошибок за четыре десятилетия моей работы в кино».





Кувшинова М. Балабанов : [для лиц старше 16 лет] / Мария Кувшинова. - Санкт-Петербург : Мастерская "Сеанс", 2015. - 189 с.

Первая подробная биография Алексея Балабанова, в которой открываются многие ранее неизвестные или незамеченные факты его жизни. В основу книги легли разговоры с близкими режиссера – мамой Ингой Александровной Балабановой, его школьным другом Евгением Горенбургом, продюсером Сергеем Сельяновым, женой и художником по костюмам Надеждой Васильевой, Никитой Михалковым и другими актерами, а также критиками, друзьями и соавторами Алексея Балабанова.


Это издание – расширенная и дополненная версия биографии Алексея Балабанова, которая была выпущена в «черной серии» журналом сеанс в 2013 году.










Тупицын, В. Бульдозерная выставка / Виктор Агамов-Тупицын. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2014. - 74 с.


Книга посвящена Бульдозерной выставке — важному событию в истории русского искусства XX века. 15 сентября 1974 года в Москве прошла выставка неофициального искусства в СССР, организованная художниками-авангардистами. Свое название выставка получила в связи с жестким подавлением акции силами милиции, применением бульдозеров и поливочных машин.

 

Издательство «Ад Маргинем» представляет проект - книжную серию «Имена». Авторами серии станут ведущие российские и западные специалисты по русскому искусству: Роберт Сторр, Маргарита и Виктор Тупицыны, Александра Шацких, Екатерина Деготь, Сергей Хачатуров, Екатерина Андреева, Виктор Мизиано, Екатерина Бобринская, Борис Гройс и др. В серии будут изданы портреты-эссе современных русских художников, художников русского авангарда, представителей "неофициального" искусства советского периода, художников официального советского искусства (взятых со стороны их малоизвестных работ), а также книги, посвященные художественным проектам (графика, фотографии, инсталляции) русских архитекторов, дизайнеров, кино- и театральных режиссеров ХХ века. В серии также выйдут книги, посвященные художественным группам и объединениям ("Арефьевский кружок", "Лианозовская группа", "ЛЕФ" и др.), и важным художественным событиям ("Бульдозерная выставка", "Выставка в Манеже", "Выставка на Каширке" и т.д.).

 



Эйзенштейн, С. М. Дисней / Сергей Эйзенштейн; [предисл., коммент. Н. Клейман]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2014. - 123 c.

О личной встрече с Уолтом Диснеем в Америке Сергей Эйзенштейн восхищенно вспоминал в 1940 г., находясь в Алма-Ате, куда была эвакуирована киностудия «Мосфильм»:

 

«Как выясняется – метод таков. Дисней проигрывает лично «партию», «роль» Микки для того или иного фильма. Кругом десяток-другой его художников, налету схватывающих уморительные ракурсы позирующего и играющего шефа. И бесконечно живые и жизненные, только потому и заразительные через всю гиперболизацию рисунка, что взяты с живого человека, - заготовки для мультипликации готовы. Не менее живой Волк. Медведь. Пес – партнер-грубиян изысканного Микки – тоже не случайно опять-таки так полон жизни: он с двоюродного брата Уолта, в отличие от него – тяжеловатого, грубоватого, угловатого».

 

Советский режиссер менее всего стремился «живописать литературный портрет» знаменитого мультипликатора, хотя был знаком с ним лично, или «очерчивать творческий путь», хотя следил за всеми новинками его студии. Фильмы Диснея стали для Эйзенштейна поводом к рассмотрению только одной проблемы, которую он полагал центральной в теории и практике искусства вообще. Вкратце эту проблему можно обозначить как соотношение рационально-логического и чувственного в искусстве: в творческом акте, в структуре произведения, в процессе его восприятия. Об этой теме режиссер размышляет в книги «Метод», над которой трудился с 1940 г. до последних дней жизни.

 

В небольшое издание вошли фрагменты «Диснея», вступительные страницы, появившиеся позже, наиболее существенные выписки, заметки и дневниковые записи о мультипликаторе. Авторы книги не стремились придать ей целостность. Напротив,

сохранены фрагментарность, подчеркиваемая датами написания и отбивками, и многоязычие, характерное для черновых автографов Эйзенштейна.


Данное издание осуществлено в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства "Гараж" и ООО "Ад Маргинем Пресс".
 



Сироткина, И. Е. Шестое чувство авангарда:


танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников / И. Е. Сироткина. – СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. – 208 с.

 

Откуда берутся авангардные дух и устремлённость, как их удержать и сохранить? Чем достигается и поддерживается в себе постоянная открытость изменениям? Как дается, чем добывается творческая и – просто свобода? В поисках ответов на эти вопросы все чаще обращаются к телу, его движениям, внутреннему или «мышечному» чувству. Начиная с Аристотеля принято считать, что у человека всего пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Однако многие пытались и пытаются раздвинуть пределы человеческих возможностей, найти новое, «шестое» чувство, которое помогло бы воспринять еще неизведанное.

Художники авангарда стали одними из первых, кто оценил значение шестого чувства – потенциал движения, физического действия  как источника смысла и экспрессии. Оспаривая тот факт, что знание-умение иерархически подчинено знанию теоретическому, художники авангарда положили начало «двигательному повороту» в гуманитарном знании.











Козлов, Д. В. «Клином красным ей белых»: геометрическая символика в искусстве авангарда / Д. Козлов. – СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. – 164 с.


В исследовании по иконографии плаката Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых» впервые предпринята попытка всестороннего анализа этого хрестоматийного произведения ранней советской эпохи. Повествование разворачивается, следуя путем авангардного искусства: от футуризма к беспредметности и новой знаковой системе. Обширный иллюстративный материал убедительно показывает, что круг и клин были важнейшим формальным мотивом 1920-х годов. И если «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи – своеобразная эмблема эпохи Возрождения, то для авангарда такой эмблемой стал клин, врезающийся в круг. Устойчивость этой комбинации в русском искусстве 1910-1920-х убеждает в том, что революционность графически изображалась именно так. Геометрия простейшим образом отражала борьбу стихий, абстрактная форма становилась символической. Плакат «Клином красным…» связан со многими явлениями в авангардной культуре. Вокруг него возникает множество имен – художников, поэтов, мыслителей, политиков.










Клиффорд, Д. Иконы графического дизайна / Д. Клиффорд. – М. : Эксмо, 2015. – 240 с.


«Иконы графического дизайна» - это список самых влиятельных дизайнеров в истории и рассказ об их творениях. Эль Лисицкий, Александр Родченко, А. М. Кассандр, Элвин Люстиг, Паула Шер, Алексей Бродович – легенды, сформировавшие наше представление о дизайне.

Кто придумал термин «графический дизайнер»? Кто превратил афиши фильмов в настоящее искусство? Кем была первая женщина – художественный руководитель американского журнала?

Автор книги, Джон Клиффорд, проводит настоящий исторический экскурс, посвящённый визуальному искусству, отвечающий на большинство вопросов и охватывающий основные этапы его развития за последнюю сотню лет: от ар-нуво к цифровой эпохе.








Которн, Н. История моды в XX веке / Н. Которн; перевод с английского Л. Кныша. - Москва : Тривиум, 1998. - 176 c.
 

Институт костюма Киото собирает и хранит выдающиеся дизайнерские произведения, создававшиеся на протяжении веков. В прекрасно иллюстрированном издании представлены экспонаты коллекции Института — костюмы, ярко повествующие об истории моды в XX веке. Все фотографии, на которых искушенный в моде читатель может рассмотреть даже самые мелкие детали одежды, сопровождены вступительными статьями и комментариями.
«Все самые захватывающие снимки великих творений современного мира моды под редакцией основателя и креативного директора Терри Джонс. Совершенно сказочное действо.» Living etc., Лондон











Личное
 пространство. Необходимая роскошь / ред. Татьяна Кубенская; Т. Кубенская, М. Рявина . - Екатеринбург : Tatlin, cop. 2013. - 190 л.

Любая публикация частных интерьеров — событие интригующее. Если увидеть роскошный ресторан, автосалон или приемную топ-менеджера условно просто, то квартиры в элитных жилых жтлых комплексах и дома в загородных коттеджных поселках практически недостижимы. В книгу «Личное пространство. Необходимая роскошь» вошли 10 лучших частных интерьеров Екатеринбурга. Их авторы — самые известные представители дизайнерского сообщества столицы Урала. Их владельцы — сливки бизнес-  и креативной элиты города. На что способны дизайнеры в самых благоприятных обстоятельствах? Приглашаем вас узнать.













Арутюнова, А.
Арт-рынок в XXI веке : пространство художественного эксперимента / Анна Арутюнова. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. - 226 c.



Рынок искусства — одна из тех сфер художественной жизни, которые вызывают больше всего споров как у людей, непосредственно в нее вовлеченных, так и у тех, кто наблюдает за происходящим со стороны. Эта книга рассказывает об изменениях, произошедших с западным арт-рынком с начала 2000-х годов, о его устройстве и противоречиях. Арт-рынок здесь понимается как пространство, где сталкиваются экономика, философия, искусство, социология. Это феномен, дающий поводы для рамышлений о ценности искусства, разобраться в причинах, по которым коллекционеры чувствуют необходимость покупать работы художников, а художники — изобретать альтернативные пути взаимодействия с рынком.

 

Издание — итог многолетних исследований автора о природе арт-рынка, сначала журналистских, а впоследствии все более академических.

 

Анна Арутюнова окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Историк, специалист по Уильяму Моррису. С 2010 г. читает авторский курс лекций «Художественные и кураторские практики в коммерческо контексте» в московском Институте проблем современного искусства. Постоянный обозреватель в издании «Ведомости. Пятница». Возглавляет раздел «Арт-рынок» на портале Openspace.ru, автор статей об искусстве и арт-рынке в российских журналах «Арт-Хроника», «Forbes», «Логос» и зарубежных изданиях.




 



Брассай. Разговоры с Пикассо : [18+] / Брассай ; [пер. с фр.: Н. Чеснокова]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2015. - 399 с.



«Пикассо к его восьмидесятилетию — это россыпь восхитительных моментов общения, которым он так щедро нас одаривал».

 

«Брассай – живое око», - написал Генри Миллер. Сказанное справедливо не только потому, что автор этой книги – один величайших фотографов. Его взгляд – это взгляд художника, которого ничто не оставляет равнодушным и от которого ничто не ускользает. Но мир слишком разнообразен, чтобы Брассай мог ограничить себя каким-то одним способом выражения. Он оставил нам творения фотографа, но также и художника, рисовальщика, скульптора, кинематографиста и писателя.
Одно из его первых литературных произведений – «История Марии» – представляет собой удивительный эксперимент. Брассай записал свои беседы с домработницей так живо и с таким искусством, что у читателя возникало ощущение, что героиня книги ему давно знакома. А потом он повторил удачный опыт, но уже не со скромной женщиной, а с великим Пикассо.
В замке Буажелу Брассай фотографировал скульптуры художника при свете фар его «испано-сюизы». Он знал Пикассо в те годы, когда тот жил на улице Боеси. И потом, когда художник перебрался на улицу Гранд-Огюстен. И наконец, Брассай приезжает к нему на Лазурный берег. Центральную фигуру окружают близкие и друзья: Превер, Элюар, Реверди, Сартр, Камю, Кокто, Мишо…
Книга изобилует всевозможными историями, и Брассай, обладающий даром рассказчика, передает их во всем блеске и обаянии. В то же время, его книга – это глубокий анализ, доносящий до читателя масштаб дарования Пикассо и проблемы, с которыми художник сталкивался в своем творчестве.
О гениальном художнике написаны десятки книг. Но ни в одной из них он не предстает перед читателем настолько живым, непосредственным и понятным, как в «Разговорах с Пикассо».

Брассай (1899-1984) родился в городе Брашов в венгерской части Румынии. Во Францию приехал после Первой мировой войны. Вначале увлекался живописью, был близко знаком с Генри Миллером, Мишо, Райхелем и многими другими. Славу ему принесли его первые фото ночного Парижа, после чего Брассай сделал окончательный выбор в пользу карьеры фотографа. В его наследие, кроме прочего, входят эссе о Пикассо, Миллере и Марселе Прусте.

 



Томкинс, К. Марсель Дюшан. Послеполуденные беседы / Кэлвин Томкинс ; [пер. с англ. и примеч. С. Дубина]. - Москва : Грюндриссе, 2014. - 158 с.


В издательстве «Грюндриссе» вышел небольшой по объему, но весьма важный по содержанию сборник поздних интервью художника Марселя Дюшана (в переводе Сергея Дубина). Сборник создан в 1964 году арт-критиком Кэлвином Томкинсом. Книга содержит большое число документальных фото – самого Дюшана, его работ, журнальных обложек и проч.

Издание дополнено подробной хронологией жизни Дюшана.

Марсель Дюшан (1887-1968), художник, близкий к дада и сюрреализму, знаменит прежде всего своими реди-мэйдами, а также считается фигурой, сильно повлиявшей на современый минимализм и концептуальное искусство. Собственно, то, что делал Дюшан, даже не всегда легко назвать искусством, часто это лишь остроумно сконцентрированный в вещи, в объекте вопрос о том, является ли искусством то, что он предъявил зрителю. То есть, в общем-то, философия искусства или метаискусство.

 

- «Я вообще считаю, что делать ничего не надо, но если уж ты за что-то берешься, то делать это надо не за пять минут или пять часов, а за пять лет. Я думаю, есть в неспешности исполнения задатки того, что в итоге у вас получится что-то долговечное в плане выразительности — шанс на то, что важной эту вещь сочтут и пять веков спустя», - писал художник.





Богданова, П. Б. Режиссеры - семидесятники : культура и судьбы / Полина Богданова. - Москва : Новое литературное обозрение, 2014. - 221 с.

 

Эта книга, посвященная поколению режиссеров, вступивших в творческую жизнь на рубеже 60-70-х годов, рассказывает о времени, которое пережито лично. «...мне хотелось отразить реальную картину театра с 70-х и по настоящее время. И вписать поколение семидесятников в контекст истории и культуры. Ведь оно возникло не на голом месте. У него были предшественники, учителя и оппоненты. Были очень непростые связи с эпохой культа Сталина. Эта эпоха — болевая точка всей послевоенной режиссуры (и в целом всей послевоенной интеллигенции). Для семидесятников эта эпоха тоже полна негативного смысла», - пишет автор. Семидесятники, переняв эстафету у предыдущего крупного режиссерского поколения шестидесятников, выступили не только против сталинской идеологии и эстетики, но и против тоталитаризма во всех формах его проявлениях. В своей художественной и социальной программе они оказались более радикальными, сосредоточившись в большей степени на экзистенциальных и метафизических проблемах. Это значительно расширило границы их поисков и вывело на путь, которым идет мировой театр. Сегодня имена Анатолия Васильева, Камы Гинкаса, Льва Додина, Михаила Левитана, Валерия Фокина, Генриетты Яновской звучат как имена больших и самобытных художников, создателей авторских театров XX-XXI века.

«Меня вообще очень интересует логика художественных процессов, смены художественного мировоззрения, стилей», - делится П. Богданова. Как от десятилетия к десятилетию, от поколения к поколению движется театр? Чем обусловлены появления тех или иных театральных идей, преемственность и отторжение? С чего вообще начинается тот или иной этап в театре и к чему в результате приходит? Эти и другие вопросы ставит в своей книге автор.

 

Полина Богданова — известный театровед и культуролог, автор книг «Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущем» (2007), «Режиссеры-шестидесятники» (2010), «Театр Анатолия Васильева 1970-1980-х годов. Метод и эстетика» (2011).





Роднянский, А. Е. Выходит продюсер / Александр Роднянский. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 284 с.

Перед вами первая книга на русском языке, где подробно, "изнутри", рассказывается о кинематографе и телевидении, о том, как придумывают и создают сериалы и фильмы и как продюсеры помогают формировать образ жизни миллионов людей - и, как следствие, окружающий нас мир.

Александр Роднянский на своем опыте знает всю подноготную медиабизнеса: он был режиссером-документалистом, руководил медийными компаниями в России и на Украине и был продюсером более чем 30 художественных фильмов, в числе которых "Восток-Запад" Режиса Варнье, "1001 рецепт влюбленного повара" Наны Джорджадзе, "Солнце" Александра Сокурова, "В субботу" Александра Миндадзе, "Водитель для Веры" Павла Чухрая, "Елена" Андрея Звягинцева и другие. Все эти фильмы были отмечены призами крупнейших международных фестивалей.
"Под этой обложкой искренний, доверительный рассказ человека о своей жизни, насыщенной действием, смелыми идеями, интенсивной борьбой за собственные решения, встречами с удивительными людьми из разных эпох и на разных континентах. Этот человек жадно проживает свою жизнь. Он открыл для себя простую и удивительную необходимость: оправдывать холодный бизнес "цифры" огненным шаром творчества. Роднянский - это тот человек, который никогда не сумеет этого спасительного закона жизни позабыть."






Барт, Р. Работы о театре / Ролан Барт ; [пер. с. фр. М. Зерчаниновой]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, сор. 2014. - 173 с.

Ролан Барт практически неизвестен у нас как театральный критик. Между тем в 1950-е годы, а точнее, с 1953 по 1960-й театральная критика была едва ли не основным его занятием. Филолог-классик по образованию и марксист по убеждениям, он был одним из самых блестящих и в то же время бескомпромиссных и политически ангажированных авторов тех лет. Со страниц газет "Летр нувель", "Франс обсерватер", журнала "Театр попюлер" он отзывался на все самые значительные театральные явления своего времени. Отзывался предвзято с большим полемическим задором, ибо был твердо утвержден, что спектакль не оправдан, если режиссер ясно не ответил себе и зрителю на один вопрос: зачем ставить этот спектакль сегодня. Барт, избравший свои ориентиром теорию и практику брехтовского театра и сохранивший любовь и интерес к Брехту до самого конца, считал, что главная беда современного ему театра - это отсутствие чувства истории. Не этим ли и интересны его тексты?

Пятидесятые годы - время для французского театра исключительно важное, именно тогда намечаются те линии, которые составляют актуальный театральный пейзаж. Собранные здесь тексты, идет ли речь о критическом отзыве на давно позабытый спектакль, о политическом его звучании, теоретическом аспекте или экскурсе в историю, неизменно касаются самой сущности театра, а потому не теряют интереса и сегодня.





Уильямс, В. Фотография. Почему это шедевр : 80 историй уникальных фотографий : [16+] / Вэл Уильямс ; [пер. с англ. О. И. Перфильева]. - Москва : Синдбад, печ. 2013. - 223 c.


Почему одни фотографии сразу притягивают наш взгляд, их хочется подолгу рассматривать, узнавать их истории, а другие не вызывают интереса? В этой книге представлены восемьдесят выдающихся снимков признанных мастеров — от фэшн-фотографий Хорста П. Хорса до художественных работ Сугимото Хироси, от документалистики Доротеи Ланж до постановочных снимков Синди Шерман… Лаконичные комментарии Вэла Уильямса помогают понять, в чем отличие уникальной фотографии от обычной.

Вэл Уильямс - профессор истории и теории фотографии, директор исследовательского центра фотографии и архивов Лондонского колледжа связи при Лондонском университете искусств. Куратор выставок Warworks в Музее Альберта и Виктории (1994), "Новая естественная история" в Национальном музее фотографии (1998), "Как мы есть. Фотографии Британии" в галерее Тейт Британия (2007) и др. Лауреат медали Дадли Джонстона Королевского фотографического общества за 2005 год. Редактор "Журнала фотографии и культуры", основанного в 2008 году. Среди предыдущих публикаций - "Кто смотрит на семью?" (1994) и мн. др.

О чем может рассказать шедевр? О мастерстве его создателя, о культурных, национальных традициях или об определенном направлении в искусстве? А может быть, каждый раз мы видим в нем вовсе не личный опыт художника, дизайнера и модельера, а себя самих, собственные знания и впечатления? 

Книги серии «Почему это шедевр» и арт-навигаторы издательства «Синдбад» предлагают именно такой, нетривиальный, вдумчивый и нелинейный подход к осмыслению художественных произведений. Небольшие, но широкоформатные книги-альбомы серии "Почему это шедевр" больше настраивают на критическое восприятие созерцаемого. Каждый разворот – это новое полотно, предмет мебели, уникальная фотография или один из образцов высокой моды. Краткая история создания дополнена небольшим визуально-смысловым анализом и цитатой самого художника, дизайнера, модельера, знакомящей нас с творческими намерениями и методами автора.

В конце книги вы найдете хронологическую шкалу с участием всех 80 шедевров, а также справочную информацию по ключевым именам. Но на главный вопрос, вынесенный в заглавие, вам, пожалуй, все-таки придется ответь самим.




Обрист, Х. У.
Краткая история кураторства / Ханс Ульрих Обрист ; пер. с англ. А. Зайцева. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2014. - 255 c.


В своей книге Ханс Ульрих Обрист с помощью серии интервью с ведущими кураторами и директорами музеев из Европы и США формулирует оригинальный взгляд на историю современного искусства последних шестидесяти лет как на революцию, истоком которой стали невиданные раньше типы экспозиционной и музейной практики, породившие принципиально новый контекст как для самого искусств, так и для его восприятия зрителями.


Контекст презентации произведения был важен всегда, во второй половине XX века произведения искусства стали систематически ассоциироваться с выставками, где они были показаны впервые. С конца 1960-х годов возникает фигура «куратора-творца». И хотя в последнее десятилетие история выставок начала изучаться более углубленно, по-прежнему неисследованными остаются те связи, которые возникали между кураторами, институциями и художниками в разного рода объединяющих их ситуациях.


В книге на первый план выходят сетевые отношения, существовавшие внутри художественного сообщества на самом раннем этапе формирования кураторских практик. Читателю не раз встретятся имена Александра Дорнера — директора ганноверского Ландесмузеума, Арнольда Рюдлингера — руководителя Художественного музея в Базеле и Виллема Сандберга, директора амстердамского Стеделийк.

Ханс Ульрих Обрист (1968, Вайнфельден, Швейцария) — куратор, критик, историк искусства, директор лондонской галереи «Серпентайн», ведущий специальной программы Migrateurs в Музее современного искусства в Париже.




Норман, Д. Дизайн привычных вещей / Дональд Норман ; пер. с англ. Б. Л. Глушака. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 261 c.


Автор анализирует с точки зрения дизайна и практичности десятки предметов, которыми мы пользуемся ежедневно, интересно и аргументированно рассуждая об ошибках, совершенных при их проектировании. Красивое — это далеко не всегда еще и удобное. Это чтение для тех, кто интересуется разработкой и дизайном потребительских товаров, а также тех, кто хоть раз пытался толкнуть дверь, которую нужно тянуть на себя, или ошпаривался в душе. По мнению Дональда Нормана, слишком много вещей в нашем мире разрабатывают, выпускают и навязывают нам без понимания или даже заботы о том, как мы будем их использовать. «Я хотел с помощью своих идей выступить в поддержку хорошего дизайна вещей, которыми мы могли бы пользоваться с улыбкой на лице», - пишет дизайнер. «Дизайн привычных вещей» - это настоящий справочник дизайнерских находок и ошибок. Книгу стоит прочесть как тем, кто создает дизайн, так и тем, кто его использует.

 

Дональд Норман — основатель одной из ведущих компаний в области дизайна Nielsen Norman Group, бывший вице-президент Apple, профессор информатики Северо-Западного университета.
 
 




Берд, М. 100 идей, изменивших искусство / Майкл Бёрд ; пер. с англ. С. Куракиной. - Москва : Эксмо, 2013. - 216 c.


Что означает «изменить искусство»? Где-то в V веке до н.э. греческие скульпторы по-иному стали изображать обнаженные фигуры. Скорее всего, на них повлияли определенные интеллектуальные воззрения на человеческую телесность. Идея преобразовывает искусство, как и оно, в свою очередь, влияет на идеи.

Перед вами — прекрасно иллюстрированное издание, замысел которого — в открытии идей, повлиявших на развитие искусства и подаривших ему новые смыслы и формы. Среди них есть технические новшества: бумага, стеклянные зеркала, камера-обскура, пластмасса, Интернет. Ничто из перечисленного не создавалось с художественными целями, но каждое открыло новые возможности, которыми не замедлили заинтересоваться и воспользоваться люди искусства. Например, математика тесно переплелась с эстетикой, благодаря понятиям гармонии, симметрии и пропорций. А изобретенная в Китае более 2 тысяч лет назад бумага остается одним из самых широко используемых в искусстве материалов. Даже обыкновенная сварка сыграла свою роль в художественном мире, открыв новые возможности для создания крупных металлических фигур.

Кроме технических изобретений важную роль сыграли идеи романтизма, реализма, поп-арта, глобализации и другие. Обо всем этом — книга «100 идей, изменивших искусство».






Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Роузли Голдберг ; пер. А. Асланян. - Москва : Ad Marginem Press, 2014. - 319 c.


Перформанс считается одним из важнейших видов искусства XXI века, в наши дни его можно нередко встретить в крупнейших художественных музеях мира. Широкая популярность этого явления в глазах аудитории, интересующейся новым искусством, объясняется желанием напрямую общаться с художниками современности. Как самостоятельное средство художественного выражения получил признание в 1970-е годы.

Перед вами — книга по история перформанса, демонстрирующая давнюю традицию обращения художников к живому выступлению, которое, будучи одним из многих средств выражения их идей, сыграло важную роль в истории искусства. Издание будет интересно для всех любителей и знатоков современного искусства. Книга была впервые опубликована в 1979 году.


Роузли Голдберг является основателем, директором и куратором «Performa», некоммерческой организации в сфере искусства, оказывающей поддержку художникам и помогающей им развивать новые виды перфоманса. В 2005 году она организовала первую Нью-Йоркскую биеннале перформанса. В 2006 году правительство Франции удостоило Голдберг звания кавалера Ордена искусств и литературы.





Картье-Брессон, А. Воображаемая реальность
/ Анри Картье-Брессон ; [пер. с фр. Галины Соловьевой]. - Санкт-Петербург ; Москва : Лимбус Пресс, 2012. - 123 c.


Немногие умеют путешествовать налегке. Но если ты однажды усвоил эту науку, то уже не сможешь жить иначе. Именно это позволяло Анри Карте-Брессону проскользнуть невидимкой, позволяло затаиться, чтобы подстеречь мгновение, и в то же время придавало смысл этому потаенному мгновению. Он склонялся по дорогам Старого Света, а позже по Азии, где его поджидали различные встречи, где его взгляду открывались уличные сценки, как если бы весь мир сделался для него мастерской под открытым небом…

Дневниковые записи, мемуары и эссе Анри Картье-Брессона, емкие и ясные, как его черно-белые снимки, содержат строгие правила фотосъемки и глубокие суждения о природе фотографии, выразительные описания стран и воспоминания о выдающихся современниках фотографа.

Анри Картье-Брессон (1908-204) – один из основателей современной фотографии, блестящий мастер фотожурналистики.




Васильев, И. Практика создания 
товарных знаков
/ Иван Васильев. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.

 

В книге рассказано о  том, как организовать работу по созданию товарного знака и разработке фирменного стиля. Автор описывает проектный подход: от получения заказа, изучения конкурентов, придумывания идеи, создания дизайна и взаимодействия с заказчиком  до регистрации товарного знака и доменного имени, рассказывает об их использовании в решении повседневных задач компании.

Это  руководство к действию, которого долгого времени не хватало всем, кто заказывает для своих компаний товарные знаки или фирменный стиль. Книга будет полезна предпринимателям, дизайнерам и маркетологам.




Краузе, Дж.  Разработка логотипа: большая книга дизайнерских идей, подходов и концепций
/ Джим Краузе ; пер. с англ. И. Рузмайкиной. – СПб. : Питер, 2013. – 272 с.


Это оригинальная и красочная книга послужит источником вдохновения и поиска привлекательных идей для любого дизайнера, сталкивающегося с задачей разработки логотипа и фирменного стиля. Известный дизайнер Джим Краузе предлагает подробное и увлекательное исследование процесса создания логотипа, а также разбор составляющих их элементов: символы, монограммы, типографику, эмблемы, цветовые палитры. В этой книге вы найдёте множество идей, способных привести к уникальным, привлекательным и эффективным решениям.




 





Шервин, Д. Креативная мастерская
: 80 творческих задач дизайнера / Д. Шервин ; пер. с англ.: С. Силинский. – CПб. : Питер, 2013. – 240 с.


В этой книге вы найдёте восемьдесят заданий с подсказками, которые помогут разглядеть новые подходы к быстрому решению разнообразных дизайнерских задач. Воспользуйтесь шансом отточить свои навыки, и вы сможете справиться с любым дизайнерским проектом – от создания бренда и сопутствующих рекламных продуктов до полномасштабного интерактивного проекта, ориентированного на пользователя. Попутно вы совершите краткие экскурсы в такие области, как проектирование  навигационных систем, дизайн газет, журналов и веб - сайтов, работа с видео и анимацией и другие сферы, связанные с дизайном и творческими задачами.



 






Туэмлоу, Э. Графический дизайн: фирменный стиль, новейшие технологии и креативные  идеи / Э. Туэмлоу ; пер. с англ.: К. Крутских. – Москва : АСТ : Астрель, 2006. – 256 с.


Если вы имеете хоть какое-то отношение к дизайну, то наверняка согласитесь с выражением, что графический дизайн служит для создания связи между людьми – зрителями, слушателями, читателями, посетителями, игроками, прохожими, жильцами, подписчиками или клиентами. Способы общения дизайнера с этими группами: эфирный дизайн, звуковой дизайн, игровой дизайн, журнальный дизайн, книжный дизайн и др. Теория и практика современного графического дизайна от "а" до "я"! 
Эта книга откроет вам путь к профессиональному совершенству!



 



 


Сонтаг, С. О фотографии / Сьюзен Сонтаг ; пер. с англ. Виктора Голышева. - Москва : Ад Маргинем Пресс, cop. 2013. - 268 c.


Перед вами серия эссе философского характера «О фотографии» Сьюзен Сонтаг. Если вы размышляете о роли фотографии в жизни человека, то возьмите эту книгу в руки, и вы не пожалеете. «Эта книга безусловно будет стоять у истока всех последующих размышлений о фотографии» The New York Times.

В книге Сонтаг приходит к выводу, что широкое распространение фотографии приводит к становлению между человеком и миром отношений «хронического вуайеризма», в результате чего все происходящее начинает располагаться на одном уровне и приобретает одинаковый смысл. Главный пародокс фотографии заключается, согласно Сонтаг, в том, что человек, который снимает, не может вмешаться в происходящее, и, наоборот, - если он участвует в событии, то оказывается уже не в состоянии зафиксировать его в виде фотоизображения.







Беленький, А. И. Цифровая фотография : школа мастерства / Александр Беленький. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 135 c.


Еще одна книга в копилку начинающего фотографа - «Цифровая фотография: школа мастерства» известного российского фоторепортера Александра Беленького. Более чем двадцатилетний опыт работы в газетах и журналах двух столиц и зарубежных изданиях позволил автору просто и понятно описать технические приемы цифровой обработки фотографии, наиболее часто используемые фотографами в работе.

Казавшаяся невозможной прежде мечта о фотопленке с переменной чувствительностью и цветностью, да еще о том, чтобы можно было снять только один кадр и сразу же проявить, сбылась и воплотилась в цифровых камерах. Можно менять чувствительность и цветовую температуру, а после пары сделанных кадров изменить все настройки для нового сюжета. А для того, чтобы поменять на снимке цвет, свет – да все, что захотите, нужно лишь слегка пробежаться по клавиатуре пальцами. Фотографирование как увлечение стало повальным вследствие этой пресловутой видимой легкости самого процесса и достижимости результата. Однако не стоит забывать, что в конечном счете управляет этой техникой. Как она поведет себя в руках Фотографа, будет строптива или послушна, зависит исключительно от вашего желания. Если вы хотите получить технически совершенные картинки, а затем  пойти дальше, выйти за рамки чисто домашней фотографии, то эта книга вам поможет.


Александр Беленький – член Союза журналистов, в настоящее время – фоторепортер газеты «The St. Petersburg Times». Работал во многих газетах и журналах: «Смена», «КоммерсантЪ», «Пульс», сотрудничал с изданиями: «Огонек», «Известия», «Newsweek», «Guardian», «Helsingin Sanomat» и другими.

Участник многих фотовыставок. Член жюри различных фотоконкурсов, в том числе всероссийского фотоконкурса фирмы «Canon», фотоконкурса «Северная Пальмира», детских городских фотоконкурсов. Проводил семинары на факультете журналистики СПбГУ, в петербургском Доме журналиста, читал лекции иностранным студентам в Политехническом университете, в университете  искусств Хельсинки. Автор иллюстраций к нескольким книгам.




Школа фотографии Майкла Фримана. Цифровая обработка

фотографий / гл. ред. Майкл Фриман ; при участии Стива Лака. - Москва : Добрая книга, cop. 2012. - 160 c.

Школа фотографии Майкла Фримана. Свет и освещение / гл. ред.: Майкл Фриман ; при участии Джеффа Вигналла. - Москва : Добрая книга, сop. 2012. - 159 c.


Перед вами еще две книги из серии учебных пособий всемирно известного фотографа «Школа фотографии Майкла Фримана». Первая – «Школа фотографии Майкла Фримана. Цифровая обработка» - поможет вам научиться превращать обычные снимки в стильную фотографию, используя современные приемы обработки цифровых изображений. В книге вы найдете простую и эффективную систему цифровой обработки снимков, соответствующую вашему стилю фотосъемки и творческим замыслам, базовые процедуры обработки изображений, трюки и «фишки» цифровой обработки, которыми пользуются профессиональные фотографы, чтобы использовать потенциал каждого снимка, а также 400 цветных фотографий и иллюстраций с подробным анализом приемов цифровой обработки.



Вторая - «Школа фотографии Майкла Фримана. Свет и освещение» - о том, как выбрать подходящее освещение для объекта съемки. В книге: секреты работы с искусственным и естественным светом, фотосъемка в условиях сложного освещения, конструирование систем освещения при съемке в студии и под открытым небом, обзор осветительного оборудования и способы его эффективного использования. И 200 фотографий и иллюстраций с подробным анализом приемов работы со светом, показывающими, как и почему фотографии получаются удачными!

Как и в прошлых книгах серии, теоретическая часть чередуется с творческими заданиями. После каждого задания приводятся работы студентов школы, самостоятельной выполнявших эти задания, их анализ и обсуждение.









Левашов, В. Лекции по истории фотографии / Владимир Левашов. - [2-е изд.]. - Москва : Тримедиа, 2012. – 481 c.


В Россию фотографию завез член Петербургской Академии Наук химик-технолог Иосиф Христианович Гамель (1788-1861). На своей должности в Академии он занимается историческими разысканиями о разных изобретениях и открытиях в технических искусствах и проводит большую часть времени в Европе. Когда в 1839-м  Гамель отправляется в очередную заграничную командировку, коллеги – академики просят его собрать сведения об изобретении Дагера, а также провести аппаратуру и снимки, созданные в Дагеровской технологии…Первое сообщение о человеке, получившем в России дагеротипический снимок, появляется в 1839 году в журнале «Сын Отечества»: «Октября 8-го, в Петербурге, г-н Теремин, подполковник Путей сообщения, произвел удачный опыт, снятием через дагерротип, в продолжении 25-ти минут, Исаакиевского собора, и тем доказал, что и под 60 градусов широты, осенью, дагеротип не теряет своего действия.»

Об этом и многом другом вы найдете в книге Владимира Левашова «Лекции по истории фотографии». Автор – известный художественный и фотокритик, куратор. С 2004 – арт-директор Stella Art Foundation (Москва). Куратор более 50 выставок Фонда. Автор многочисленных статей по современному искусству и фотографии, а также двух книг: «Фотовек» (2002) и «Лекции по истории фотографии (первое издание - 2007)».




Кини, М
. Мода и реклама
/ Магдалена Кини ; [пер. с англ.: И. Д. Голыбиной, А. Н. Степановой]. - Москва : АРТ-РОДНИК, печ. 2011. - 175 c.


Что требуется для того, чтобы сделать модную или рекламную фотографию? Книги, в которых собраны подобные мастер-классы, показывают, что не существует однозначного ответа на этот вопрос. Автор, Магдалена Кини, взяла интервью у фотографов, которых она считает десяткой лучших современных мастеров, имеющих различные подходы и техники. Беседы с мастерами, в которых обсуждается специфика подхода к работе, технические приемы, а также философия фотографа, составляют основу книги. Кини охватила все самое практичное и поучительное, в то же время признавая бесполезность и нежелательность попыток просто повторить представленные в книги работы. И, конечно, в ней вы найдете интересные фотоработы лучших современных мировых фотографов – героев издания.





Школа фотографии Майкла Фримана. Композиция : [перевод с английского] / гл. ред. Майкл Фриман ; при участии Даниэлы Боукер. - Москва : Добрая книга, 2012. - 160 c.


Школа фотографии Майкла Фримана – это новая серия учебных пособий всемирно известного
фотографа. Это уникальный интерактивный модульный курс цифровой фотографии для начинающих. Перед вами две книги из серии. Первая - «Школа фотографии Майкла Фримана. Композиция» - посвящена искусству композиции, правильному выбору и подаче сюжета. Вы научитесь делать великолепные снимки даже самых заурядных сюжетов, строить эффектную композицию и просто замечать интересные сюжеты и объекты для съемки. Во второй книге – «Школа фотографии Майкла Фримана. Экспозиция» - вы найдете простое и понятное изложение примеров выбора и настройки параметров экспозиции на камере для любого сюжета.

Теоретические части книги чередуются с творческими заданиями, для выполнения которых необходимо провести съемки по конкретному плану и закрепить на практике знания, полученные в предыдущих разделах. После каждого задания приводятся работы студентов школы, самостоятельной выполнявших эти задания, их анализ и обсуждение.



Дар библиотеке - подарок читателю!



Спешим сообщить, что фонд нашей библиотеки пополнился новыми книгами – изданиями по графическому и промышленному дизайну.


Все книги выпущены издательством студии Артемия Лебедева.


Такое поступление стало возможным благодаря проекту Студии Артемия Лебедева. Ежегодно 40 библиотек страны будут бесплатно получать новые книги издательства. Добролюбовка в этом списке!


Артемий Лебедев о проекте в своем блоге: «Мы издаем книги для того, чтобы сеять разумное, доброе и вечное. И нам важно, чтобы как можно больше людей имело доступ к знаниям, которые мы считаем важными».


Мы тронуты вниманием, для нас это ценный дар и думаем, что вы, дорогие наши читатели, оцените этот подарок! Подробная информация о каждом издании на сайте Студии Артемия Лебедева.


Студия Артемия Лебедева (www.artlebedev.ru) основана в 1995 году. Основные направления — промышленный дизайн, графический дизайн, городской дизайн, создание сайтов, проектирование интерфейсов, дизайн шрифтов и систем навигации.



В комплект подаренных книг по графическому и промышленному дизайну вошли:


  • Гордон, Юрий. Книга про буквы от Аа до Яя / Юрий Гордон. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013. - 593 с. : ил.
  • Дюрер, Альбрехт (немецкий живописец и график ; 1471-1528). Дневники. Письма. Трактаты / Альбрехт (немецкий живописец и график ; 1471-1528) Дюрер ; А. Дюрер. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева Т. 2 : Трактаты. - 2012. - 264 с. - (Классические памятники теории изобразительного искусства)
  • Коломнин, Петр Петрович. Краткие сведения по типографскому делу / Петр Коломнин. - Репр. воспроизведение кн. 1899 г. с прил. главы "Титул. Обложка" из 2-го, испр. изд. 1929 г. - Москва : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2008. - 702, [7] с. : ил
  • Лебедев, Артемий. Ководство : офлайновая версия www.kovodstvo.ru / Артемий Лебедев. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. - 447 с. : ил., цв.ил.
  • Леонардо да Винчи (1452-1519)Избранные произведения : [в двух томах] / Леонардо да Винчи (1452-1519) ; Леонардо да Винчи. - Изд. 2-е. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева. - 2012. - Печ. по акад. изд. 1935 г. - ISBN 978-5-98062-047-9 Т. 1 / [авт. вступ. ст. А. К. Дживелегов] ; пер., [примеч.] В. П. Зубова. - 2012. - 440 с. : ил. - Библиогр.: с. 399-401.
  • Леонардо да Винчи (1452-1519)Избранные произведения : [в двух томах] / Леонардо да Винчи (1452-1519) ; Леонардо да Винчи. - Изд. 2-е. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева. - 2012. - Печ. по акад. изд. 1935 г. - ISSN 978-5-98062-047-9 Т. 2 / пер. и ст. А. А. Губера, В. К. Шилейко и А. М. Эфроса. - 2012. - 476 с. : ил.
  • Мильчин, Аркадий Эммануилович. Справочник издателя и автора : ред.-изд. оформл. изд. / А.Э.
  • Мильчин, Л.К. Чельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Олма-Пресс, 2003. - 799 с. : ил.
  • Проненко, Леонид Иванович.Каллиграфия для всех / Л. И. Проненко. - Москва : Книга, 1990. - 247,[1] с. : ил.
  • Рэнд, Пол. Дизайн: форма и хаос / Пол Рэнд ; [пер. с англ. Игоря Фронова]. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013. - 237 с. : ил., цв. ил.
  • Форти, Адриан. Объекты желания : дизайн и общество с 1750 года / Адриан Форти ; пер. с англ. И. Форонова. - Изд. 2-е, испр. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013. - 453 с. : ил.
  • Франк, Герц Вульфович. Карта Птоломея : записки кинодокументалиста / Г. В. Франк. - Москва : Искусство, 1975. - 231 с.
  • Франк, Яна. Тайные знания коммерческих иллюстраторов / Яна Франк. - 2-е изд. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. - 209 с. : ил. Чихольд, Ян. Новая типографика : руководство для современного дизайнера / Ян Чихольд ; пер. с нем. Л. Якубсона. - 2-е изд. - Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2012. - 245 с. : ил., цв.ил.
  • Чихольд, Ян Облик книги : избранные статьи о книжном оформлении и типографике / Ян Чихольд ; пер. с нем. Е. Шкловской-Корди ; с коммент. В. Ефимова. - 4-е изд. - Москва : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013. - 225 с. : ил
  • Чихольд, Ян Образцы шрифтов : руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов, литографов, издательских работников, типографов, архитекторов и студентов художественных училищ / Ян Чихольд ; [пер. с нем. Л. Якубсона]. - Москва : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2012. - 245 с. : ил







"Фотомастерская" - журнал для фотографов и не только...


Журнал "Фотомастерская" - один из лучших российских журналов по фотографии. В каждом новом номере журнала можно встретить интересные статьи, а также уроки по фотографии, современные методы и программы обработки фотографий, советы по работе с техникой. Материалы журнала будут понятны и интересны как профессионалам, так и  всем, кто увлекается цифровой фотографией, а также  тем, кто занимается графическим дизайном.

Приглашаем познакомиться с журналом поближе - предлагаем небольшой обзор интересных публикаций и конкурсов.




Арт-резиденции: как и куда уехать практиковаться? / материал подготовила Анна Шевченко //  Фотомастерская. - 2013. - № 2. - С. 50-53.


Возможно, увидев название статьи, вы спросите: «А что такое «арт-резиденция»?»


И тут же в статье найдете исчерпывающий ответ: «Арт-резиденции – это сообщества творческих людей, открытые творческие мастерские в самых различных сферах искусства».


Некоторые из них - позволяют познакомиться с авторитетными коллегами, поделиться опытом в комфортной среде с единомышленниками, другие - помогают готовиться к масштабным проектам, а некоторые – дают возможность уединиться и спокойно работать.


Арт-резиденции проходят круглый год в самых разных странах. Некоторые программы проходят в рамках частного объединения творческих людей, а организаторами других могут выступать музеи, галереи, фестивали и т.д.


О том, какие бывают арт-резиденции, где и когда проходят, все условия участия в них, способы подачи заявки, а также примеры арт-резиденций, куда ещё можно успеть подать заявки читайте в статье «Арт-резиденции: как и куда уехать практиковаться?»


Пример: Арт-резиденция Light Work(Сиракьюс, США) ежегодно приглашает 12-15 фотографов со всего мира для создания совместного творческого проекта. Участники имеют доступ к мастерской, оборудованной современным оборудованием. Жестких требования для участия нет: нужно письмо о своем понимании и видении фотографии и диск с фотографиями. Финансирование? Организаторы однократно выплачивают стипендию 4000$, оплачивают жилье и мастерскую, а участник берет на себя транспортные расходы, питание.




Фотография как волонтерство / материал подготовила Анна Шевченко // Фотомастерская. - 2012. - № 11. - С. 34-39.

Работать на археологических раскопках в старом замке, участвовать в международных фотомарафонах, организовывать фото и кинофестивали, придумывать граффити для заброшенных городских зон, проводить экскурсии в музее и участвовать в реставрации старых картин и фотографий – все это более чем реально, и эти возможности предоставляют многочисленные волонтерские программы по всему миру.


Есть разные виды лагерей, среди которых есть и творческие лагеря, связанные с искусством, творчеством, они называются ART/CULT. Именно в этой категории чаще всего оказываются фотопроекты. Попав на такой фотопроект, вы можете, например, поучаствовать в фотомарафоне в Исландии и запечатлеть исландские пейзажи в разное время суток.


Схема простая: вы оплачиваете небольшой сбор за участие, покупаете себе билет до места проведения и работаете на интересном проекте волонтером (то есть бесплатно), а принимающая организация взамен отплачивает вам бесценным опытом, знакомствами, бесплатным проживанием, питанием и экскурсиями.


Подробнее о том, какие еще бывают лагеря, как стать участником, как подать заявку и в какое время, а также прим еры фотогалерей и арт-проектов в статье «Фотография, как волонтерство».





Зарабатываем на фотографии: фотостоки // Фотомастерская. - 2012. - № 11. - С. 50-53.

Под термином «фотостоки» - подразумеваются так называемые «фотобанки», которые покупают фотографии для использования их в печати, рекламе или на сайтах. Фотограф размещает в фотобанке свои работы и получает отчисления от каждой проданной фотографии в виде фиксированной платы или процента.

Главный критерий стоковой фотографии – это спрос. Особенным спросом пользуются фотографии счастливых людей (семья, бизнес, работа, любовь), а также предметные снимки: еда, канцтовары, и т.д.

Стоковая фотография – это не художественная фотография, а товар, который позволит фотографу заработать на своем хобби.

Что для этого нужно? Какие критерии предъявляются к стоковой фотографии (качество, формат, названия снимков)? Чего лучше избегать?

Ответы на эти вопросы в статье «Как заработать на фотографии».

В статье вы найдете также список ведущих фотобанков с подробным описание всех особенностей размещения в них фотографий, советы для начинающих, комментарий опытного стокового фотографа.




«Фотошоу Flickr» //  Фотомастерская. - 2013. - № 2. - С. 16-18.

Если у вас есть необычные, интересные снимки, добавляйтесь в группу «Фотошоу Flickr» и публикуйте их на страничке группы http://www.flickr.com/groups/photoworkshop_magazine.

«Фотошоу Flickr» - это рубрика журнала «Фотомастерская», которая на протяжении уже нескольких номеров публикует лучшие фото своих читателей. Каждый выпуск рубрики посвящается какой-либо теме, как например, «Ощущения», «Притяжение», «Портреты в интерьере» и т.д. Фотоработы оценивают эксперты, а победитель всегда получает приз! Дерзайте! И, возможно, ваши фото появятся в одном из номеров журнала в одноимённой рубрике.













Конкурс уроков по фотообработке
// Фотомастерская. - 2013. - № 2. - С. 73.

Если Вы любите работать в Photoshop, Испытываете на снимках новые методы обработки и придумываете собственные, Создаете самые крутые коллажи и нереальные изображения…. Тогда поделитесь знаниями с читателями журнала «Фотомастерская».

Журнал «Фотомастерская» объявляет конкурс уроков по фотообработке и коллажу.

Присылайте изображения до и после обработки, а также подробное описание того, как вы этого добились. Урок, признанный лучшим, будет опубликован в журнале, а его автор получит гонорар в размере 5000 рублей.











Из поступлений в фонд отдела литературы по искусству (2012 год)


История фотографии. С 1839 года до наших дней : собрание Дома Джорджа Истмена / [текст: Уильям С. Джонсон, Марк Райс, Карла Вильямс ; пер. с англ.: Л. А. Борис]. - Москва : Taschen :  Арт-Родник, 2010. - 66 с. : ил.


«История фотографии» познакомит вас с историей возникновения и развития фотографии по материалам собрания Дома Джорджа Истмена, который был открыт в 1949 г. в доме основателя компании Eastman Kodak и стал первым музеем в Соединенных Штатах, посвященным фотографии и кинематографу. Коллекционное собрание музея великолепно представляет историю американской фотографии, включая журналы, кинематограф, фотоснимки и  оборудование. Всего коллекция насчитывает 400 000 экспонатов, имеющих большую эстетическую ценность.

Изначально работников музея интересовало не простое коллекционирование изображений, а вопрос «как, почему и кем была сделана фотография». Все фотографии, собранные в книге, имеют свою историю, в подписях к ним вы найдете информацию о том, кем и как создавалось фото.

Фотографии всегда обозначают нечто большее, нежели изображенные на них сюжеты. Фотографы представляют нам не только то, что изображено, но и все, что подразумевается при этом. Именно благодаря этому авторы остаются в своих работах, а их фотографии дарят нам возможность новых открытий.



Розов, Г. Как снимать : искусство фотографии / Георгий Розов. - М. : АСТ : Астрель, 2011. -  415 с. : ил.


Книга известного московского фотографа и журналиста Георгия Розова расскажет о том, как снимать репортаж, натюрморт, пейзаж, портрет, архитектуру, рекламный проспект и др.

Издание является, прежде всего, учебным пособием для фотолюбителей и для тех, кто хочет зарабатывать на жизнь с помощью фотоаппарата. Вы получите основательные знания о профессиональной технике, научитесь правильно использовать естественный свет и осветительные приборы. В книге впервые публикуется информация о съемке натюрмортов с помощью световолоконной кисти. С ее помощью вы можете осветить каждый элемент снимаемой композиции, расставляя световые акценты там, где считаете нужным, максимально выявить объемы, цвет и красоту предметов.

Автор рассказывает о секретах  фотографии на основе тех своих работ, которые вызвали наиболее сильный эмоциональный отклик у зрителя.



Басманова, Э. Б. Визитная карточка : история и современность  /  Э. Б. Басманова. - М. : Новый хронограф, 2010. - 104 с. : ил.


Визитной карточкой – скромным представительским документом – в современной жизни мы пользуемся постоянно: и в профессии, и в частной жизни и даже на отдыхе. Различные виды современных визитных карточек предоставляют нам значительные возможности в этикете знакомства, существенно облегчая способы делового и личного общения.

В этой прекрасно иллюстрированной и выполненной в форме визитной карточки книге вы найдете все об истории возникновения и применения визитных карточек как в светском, так и в деловом общении.

Автор книги – Эля Борисовна Басманова – известный специалист в области делового и светского этикета, историк-музеевед, преподаватель, является автором образовательных программ и научных публикаций по светскому и деловому этикету.



Лебедева, Т. В. Авторская кукла
: мастер-класс для начинающих / Т. В. Лебедева, Т. Шевченко. -  Ростов-на-Дону: Владис, 2012.- 190, [1] с.



Издание расскажет, как своими руками сделать оригинальную куклу Тильду. Если вы еще не полюбили эту забавную куколку, то лишь потому, что не познакомились с ней. Придумала эту очаровательную игрушку норвежка Тоне Финнангер. Тильда - смешная, немного несуразная кукла с непропорционально тонкими длинными руками и ногами, со своим характером и неповторимым очарованием. Как правило, это не игровая, а интерьерная кукла, поэтому в ее набивке можно использовать корицу, ваниль, ароматные травы.

Также книга поможет вам научиться делать замечательные вязаные игрушки: милого медвежонка Умку, забавного щенка, рыжего лисенка, пингвина и др.

Авторская кукла – прекрасный подарок близкому человеку и интересная игрушка для ребенка. Сделанная своими руками кукла имеет свой характер, ведь человек вложил в нее что-то свое. На страницах этой книги авторы поделятся с вами своими умениями и секретами. Сделанные вами игрушки станут настоящей радостью для вас и ваших детей.





Ингпен, Роберт. Страна Чудес Роберта Ингпена : альбом иллюстраций : секреты великого художника / коммент. Сары Мэйр Кокс ; пер. с англ. Майи Лахути. - Москва : Махаон, 2012. - 110 с. : ил.


Замечательно иллюстрированное издание, рассказывающее о философии и творческом методе работы известного иллюстратора Роберта Ингпена, австралийского художника, автора иллюстраций «Алисы в стране чудес», «Приключения Тома Сойера», «Вокруг света за восемьдесят дней» и других любимых многими книг для детей и взрослых, обладателя престижнейшей награды в области детской литературы – премии имени Х.К. Андерсона.

Эта книга – не биография Роберта Ингпена и не альбом его работ. Авторы ставили другую цель - приоткрыть в статьях и подписях к рисункам творческий процесс, который стоит за каждой иллюстрацией. Возле каждой из них в «Стране чудес»  вы найдете рассказ о ее рождении на свет, о том, как автор работал над иллюстрацией, стремясь передать как можно точнее образ персонажа или сюжет.

Принцип Ингпена – иллюстрация должна служить тексту и идеям писателя. «Главное - ухватить самую суть эпизода или персонажа и передать ее средствами изобразительного искусства». В то же время художник оставляет место для воображения читателей. В его рисунках ничего особенного не происходит. «Он уверен, что если несколькими точными штрихами обозначить персонажей и место действия и оставить пространство для воображения, остальное мы сумеем додумать сами».

Важно, по мнению Роберта Ингпена, не быть назойливым интерпретатором, когда иллюстратор слишком стремится показать себя.

Авторы адресуют книгу художникам, художникам-иллюстраторам, а также учителям в качестве учебного пособия, с помощью которого можно рассказать, как в иллюстрациях оживают произведения литературы, мифы, легенды, история и люди. С нашей стороны мы адресуем «Страну чудес», конечно, художникам и просто всем, кто любит и занимается творчеством.



Успенский, А. М. Между авангардом и соцреализмом : из истории советской живописи 1920-1930-х годов / Антон Успенский. - Москва : Искусство-XXI век, 2011. - 323 с. : ил.


Книга известного петербургского искусствоведа Антона Успенского посвящена российскому искусству 1920 - 1930-х годов («неполярное» - прим. автора), которое отказалось быть социально востребованным, а потому надолго попало в зону умолчания. Это искусство не вписывалось в рамки двух основных художественных явлений того периода – авангарда и соцреализма. Эпоха, между тем, требовала от художника гражданского пафоса, вербовала и пестовала те виды искусств, которые способны нести ей верную службу, за что отвечала им взаимностью.

Очень разных по стилю и творческим предпочтениям художников объединяло то, что все они были сосредоточены на решении собственно пластических и живописных задач.

Своей книгой А.Успенский восстанавливает стилевое звено в истории отечественного довоенного искусства и возвращает читателям незаслуженно забытые имена. В книге воспроизводятся редкие, малоизвестные широкому кругу любителей искусства работы художников.

Рассказ о советской живописи 1920-х – 1930-х годов сопровождается экскурсами в литературу, анимацию, книжную графику той поры.

Издание адресовано искусствоведам, культурологам, коллекционерам, а также всем, кто интересуется историей живописи советского народа.

Антон Успенский, – искусствовед, художник, историк искусства, специализирующийся на истории отечественной живописи ХХ и ХХI веков, кандидат искусствоведения, член Союза художников, ведущий научный сотрудник Русского музея, ведущий авторской рубрики «Выставки с Антоном Успенским» на интернет – телеканале «Искусство-ТВ».



Паломники в страну Востока. Произведения российских художников XX - начала XXI века из собрания Государственного музея Востока и частных коллекций : каталог выставки / [М-во культуры РФ, Гос. музей Востока ; ред.: Н. А. Гожева ; фот.: Э. Т. Басилия, Е. И. Желтов, О. А. Сухарева ; тексты: Н. В. Апчинская]. - Москва : Гос. музей Востока, 2011. - 91 с. : цв. ил.


Книга представляет собой каталог выставки «Паломники в страну Востока», которая состоялась в Государственном музее Востока в январе - феврале 2011 года. На ней экспонировалось более ста произведений 17 российских художников, обращавшихся в своем творчестве к теме Востока. В издании вы найдете не только каталог работ, но и краткие эссе о самих художниках. «Восток стал для них неисчерпаемым источником вдохновения», - пишут авторы. Он притягивал сохранившейся веками патриархальностью жизненного уклада, в нем видели и экзотику чужой культуры, и истоки европейской христианской цивилизации. Художников увлекала необычная красочность восточного прикладного искусства.


Север, Запад, Юг в развале,

Пали троны, царства пали.

На Восток отправься дальный,

Воздух пить патриархальный,

В край вина, любви и песни,

К новой жизни там воскресни.

Там, наставленный пророком,

Возвратись душой к истокам,

В мир, где ясным мудрым слогом

Смертный вел беседу с Богом,

Обретал без мук, без боли

Свет небес в земном глаголе…

И.В. Гете. Западно – восточный диван



Лидвелл, Уильям. Универсальные принципы дизайна : 125 способов сделать любой продукт более удобным и привлекательным с помощью оригинальных дизайнерских концепций / Уильям Лидвелл, Критина Холден, Джилл Батлер ; [авт. введ.: Кимберли Элам ; пер. с англ.: А. Мороз]. - Санкт-Петербург  : Питер, 2012 . - 272 с.

Вы, наверное, подумали, что перед вами учебник о том, как создать ту или иную рекламную продукцию, воплотить какое-то дизайнерское решение, что-то спроектировать? Вовсе нет! Издание раскрывает принципы дизайна, построенные на анализе мотивации человека, его человеческих предпочтений. Авторы объясняют причины, по которым всем нравятся высокие потолки и большие окна, из которых открывается прекрасный вид, а привлекательные люди считаются умнее, нравственнее  и общительнее по сравнению с непривлекательными людьми и др.

Например, в Америке провели эксперимент. На кофе-машинку, которой пользуются сотрудники одной организации, приклеивали поочередно картинку с цветами и снимок с глазами человека крупным планом. Когда на машинке висела картинка с изображением глаз, люди оставляли в три раза больше монет, чем в дни, когда было фото с цветами. Глаза с фотографии как бы наблюдали за людьми, и это побуждало их внести плату.

Авторы собрали массу полезной для современных дизайнеров, архитекторов и инженеров информации. Книгой удобно пользоваться, все понятия объяснены просто и доступно, с конкретными примерами и наглядными иллюстрациями.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Богдеско, И. Т. Каллиграфия / Илья Богдеско. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : АГАТ, 2006 . - 137 с. : ил.


Людям нередко даруется способность чувствовать прекрасное: кто- то тянется к музыке, кто-то – к живописи, другие – к театру или архитектуре. И есть люди, которые наделены особым чувством «красивой буквы».

«Мир красивого письма необозрим и прекрасен», - пишет автор. Да, согласитесь, наверное, каждый хотел бы иметь красивый почерк. И многие из вас, возможно, помнят, как в школьные годы было радостно, когда удавалось вывести красивую букву.

Но красиво и четко пишут многие грамотные люди. А это еще не искусство. В этой книге вы найдете методику овладения искусством рукописного письма и, если вам станет интересна каллиграфия, приложите к ней должное старание и вы обязательно обнаружите в себе талант. «Говорят, что в любом искусстве, чтобы добиться хороших результатов, нужен талант. Талант, конечно, не повредит, но кто может с точностью определить, еще до начала обучения, есть он или нет? До таланта надо добраться. Он обычно зарыт до поры глубоко. Важнее всего – желание».

В книге академика Ильи Богдеско описываются правила письма на основе начертаний, которые существовали в истории письма от начала первого тысячелетия вплоть до изобретения книгопечатания.

Автор адресует книгу широкому кругу любителей как учебное пособие для самостоятельного изучения каллиграфии, а также студентам художественных учебных заведений, художникам – оформителям книги, художникам рекламы, от которых во многом зависит, каким будет эстетическое лицо наших городов.

Книга подарена библиотеке Богдеско В.И., сыном автора.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Маккэлэм, Г. Л. 4000 мотивов: буквы, буквицы, иероглифы : справочник / Грэхем Лесли Маккэлэм ; [пер. с англ. А. И. Попандопуло]. - Москва : АСТ : Астрель, 2010 . - 384 с. : ил.


Книга представляет собой справочник, в котором вы найдете более 4000 наглядных образцов букв от шрифтов латинского алфавита, унциальных и готических до английских и современных шрифтовых коллекций для художников-графиков. В издание включены интереснейшие наглядные таблицы, показывающие развитие письменности от иероглифов до современных букв. Вы узнаете, от каких древних рисунков произошли современные буквы. Изображения можно копировать, увеличивать и срисовывать.

Книга подходит для художественного творчества в любой области: от вышивки и работ по дереву до графического дизайна.






Виталий Бубенцов. Живопись. Графика : [альбом / авт. ст.: Селиванов В. В. и др. ; пер.: Плюхина Ю., Лелека Э.]. – Мурманск, 2012 (Санкт-Петербург : Тип. ЗАО "ЭС-Принт"). - 175 с. : ил.


Прекрасно изданный альбом посвящен творчеству Виталия Николаевича Бубенцова, заслуженного художника России.


Коренной мурманчанин, В. Бубенцов свои главные произведения посвятил Кольскому Заполярью, его суровой, загадочной и удивительно красивой природе. Он не устает изображать Мурманск, Кольский залив, сопки, скалы, озера, старинные поморские села Варзугу и Ковду с их замечательными памятниками деревянного зодчества. «Песни Белого моря», «Кладовые Хибин», «Умба-горы», «Умба-лес», «Заполярный марафон», «Рыбацкий будни», «Древняя Ковда» - далеко не полный перечень работ, которые принесли известность художнику не только на мурманских, но и на российских выставках.

Авторы книги раскрывают важные неотъемлемые черты творчества художника. Во всех его произведениях, первоначально кажущихся простыми и повседневными, постепенно обнаруживается темперамент, придающий работам внутреннюю активность. Картины Бубенцова обладают большой внутренней силой, глубиной, они притягивают зрителя к себе, заставляют всматриваться.

Виталий Бубенцов – автор не только полотен, посвященных северной мурманской природе. Художник много путешествует. В результате поездок в Среднюю Азию, Крым, Голландию, Норвегию появились циклы произведений: туркменские мотивы, гурзуфские пейзажи, голландская и норвежская серии.

В.Н. Бубенцов преподает в Мурманском государственном гуманитарном университете. Автор монографии «Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность».

Картины художника находятся в галереях и частных собраниях Норвегии, Швеции, Финляндии, Голландии, Франции, Германии, Бельгии, США и других стран.


(по материалам вступительных статей В. Селиванова и Е. Ивановой)