2007 г. - "Мудрая простота", выставка графики.

Григорий Рябоконь

  • В холле 3 этажа экспонировалась выставка заслуженного художника РСФСР Григория Рябоконя «Мудрая простота».

    Представленные работы – собственность семьи художника, последний раз выставленные лишь в 2002 г. в зале Архангельского отделения Союза художников, через год после смерти автора. Говоря о Григории Анисимовиче Рябоконе, прежде всего отмечают, что он прекрасный художник-график, первоклассный мастер линогравюры, классик графического искусства на Севере, всю свою творческую жизнь создававшего художественную летопись ненецкого народа… «Маленький кусочек неба и земли, чум на горизонте – и все, а сколько в этом мудрой простоты, покоя и единения с природой, так необходимого человеку…».

    Григорий Рябоконь родился в 1920 году в селе Городище Полтавской области, но вся его жизнь непосредственно связана с корабельной стороной – Соломбалой. Отсюда весной 1940 года он был призван в армию, на северный флот, где и застала его Великая Отечественная война. Семь лет он отдал военному делу. Профессию художника он избрал в зрелом возрасте. Окончив в 1951 году Саратовское художественное училище, Г. Рябоконь в 1951 году стал членом коллектива архангельских художников.

    Шесть лет Г. Рябоконь возглавлял региональную организацию художников. Благодаря его усилиям, при Союзе был создан актив молодых авторов, объединявший более 50 человек, появились творческие группы художников в Северодвинске и Новодвинске, в Каргополе. Г. А. Рябоконь умело совмещал общественную и творческую деятельность с многочисленными поездками по Заполярью.

    Поэт Вадим Беднов высоко ценил творчество художника и восторженно писал о его работах. «После первой поездки к будущим героям своих произведений, ненцам, он стал часто и подолгу бывать в тундре. Приходилось ночевать на снегу в жестокий мороз, были и зимние «купания», после которых одежда каменела, были казавшиеся бесконечными путешествия по тундровым просторам… Тогда-то Г. Рябоконь и открыл для себя, что лучше, с большей самоотдачей он может выразить свои мысли и чувства, связанные с жизнью ненцев, природой Заполярья, именно в гравюре (сначала – на линолеуме, потом – на дереве).

    Выставка работ Григория Анисимовича демонстрирует многогранность таланта художника: живопись 1950-60 гг., графика, линогравюры, эстампы, рисунки, торцевая гравюра на дереве «Северные прялки». На выставке так же представлены фотографии художника и литература о нем.

    Феденюк Ю.