2005 г. – «Александр Антонов. Выставка фотографий».

Александр Антонов

  • Изба святилище земли,
    С запечной тайною и раем;
    По духу росной конопли
    Мы сокровенное узнаем,

    Н.Клюев

    Этим поэтическим строкам уроженца Олонецкой губернии (ныне Вологодская область) Николая Клюева уже около ста лет. Но тема крестьянского быта, его уклада актуальна и по сей день. Ведь дом - это модель мира, подобие Вселенной, микрокосмос крестьянина, его понимание устройства жизни и мира. Интерес к изучению культуры Русского Севера возник на рубеже 19 - 20 вв., но вопрос о сохранении этой модели мироздания постоянно волнует тех, кто с любовью и трепетом относится к своим истокам.

    Александр Антонов, автор представленных на выставке работ, - один из этой плеяды. Поэтизация патриархальной старины - не дань моде, это - образ жизни архитектора, реставратора, художника. Он восстанавливает памятники деревянного зодчества: храмы и часовни в Кенозерье, на Соловках, в Верколе, в Заостровье, в Подмосковье, на Валааме... Несколько лет назад Александр был руководителем "Поморской плотницкой школы", обучение в которой проходило по древнему артельному принципу. Мастера, в совершенстве владеющие топором, брали в подмастерья учеников и в процессе работы передавали им свои навыки обращения с инструментом. А топоры у бригады применялись той формы, что и в 18 веке. Цена спасенных, отреставрированных бригадой Антонова уникальных объектов деревянного зодчества, которыми так богат Север, несоизмерима ни с чем.

    Интерес к фотографии связан непосредственно со спецификой работы: реставратор должен сфотографировать объект до работы над ним и после его восстановления. Но, глядя на фотографии, поражаешься не просто профессионализму, а трепетному отношению к каждому "объекту" своего творчества, ко всему живому, к той Красоте, которая ускользает от нас ежечасно, ежеминутно. Время безжалостно разрушает все, но остановить мгновение возможно: с помощью объектива. И поэтому у нас имеется уникальная возможность вместе с автором совершить путешествие в самые заповедные места Русского Севера, прикоснуться к сокровенному и глазами фотографа посмотреть на мир. Ведь выставка А. Антонова это большая редкость.


    Послесловие к выставке

    Высокую оценку творчеству Александра Антонова дали присутствующие на открытии выставки кандидат искусствоведения, член Российского комитета Международного Совета по вопросам сохранения исторических памятников, главный специалист НИИ "Спецпроектреставрация" (С.- Петербург) Михаил Исаевич Мильчик; доктор культурологии Анна Борисовна Пермиловская. Символична запись Н. Л. Коноваловой в книге отзывов к выставке: "Чуткий объектив схватил и красоту земную, и творения рук человеческих, правда, в некотором упадке, так и хочется поправить дома, залатать разрушенные церкви, отремонтировать лодки, т. е., я хочу сказать, что больно видеть, как умирает деревня". Откликом на открытие выставки стала статья "Скромный фотограф" Марины Максимовой в газете "Архангельск" от 22 октября 2005 года.