ГлавнаяЖивопись и графикаЕвгений Кравченко
Евгений Кравченко
Москва

Евгений Николаевич Кравченко родился в 1937 году в г. Ашхабаде, Туркмения. В 1959 году окончил художественное училище им. П. П. Бенькова в Ташкенте. С 1965 г. - член Союза художников СССР. С 1966 г. жил в г. Балашиха Московской области. Ушел из жизни в 2010 г.

Евгений Николаевич Кравченко - художник Востока. В доперестроечные времена Кравченко ежегодно отправлялся в родные для него края, которые, как соки земли, питали его творчество, оставаясь на протяжении многих десятилетий единственным источником образов художника. В соприкосновении с непревзойденным в своей полихромности прикладным искусством Средней Азии развивался и обогащался прирожденный колористический дар Кравченко.

На живописную манеру художника большое влияние оказало искусство М. Врубеля и особенно А. Н. Волкова, которого он считал своим духовным учителем. Через искусство А. Н. Волкова Кравченко подружился с сыновьями мастера "Гранатовой чайханы" - Валерием и Александром, вошел в новую "Творческую бригаду", в составе которой были сыновья А. Н. Волкова и узбекский художник Дамир Рузыбаев. С ними он исколесил всю Среднюю Азию, создав десятки живописных полотен и сотни графических работ. Сейчас работы Кравченко хранятся в музеях Ташкента, Ферганы, Нукуса, Москвы, Истры, Ярославля, Архангельска, частных собраниях России, Германии, Чехии, США и т.д. Но многие годы Кравченко не покидала мечта о заповедном для европейца Арабском Востоке. После большой, памятной многим архангелогородцам выставки 1994 года мечта воплотилась в жизнь. По приглашению своего друга Хссини Мохамеда Кравченко совершает продолжительное путешествие в загадочное Марокко.

Жизнь в семье Мохамеда, поездки через пустыню к предгорьям Атласа, в древний Фес, другие города Марокко позволили соприкоснуться с Арабским Востоком в самой его непосредственности, увидеть многое из того, что скрывается или ускользает от внимания обычного туриста. Художник наблюдает и много работает.

После поездки Мохамед напишет в каталоге выставки Кравченко в Музее искусств народов Востока:

"Мусульманский мир собирает много этносов, различных по нравам и обычаям, но объединенных Кораном. Желание поместить все эти народы в общую, одинаковую нишу культуры и цивилизации приводит к неузнаваемости, ибо большинство из них сохраняет свои обычаи, несмотря на Ислам. Через традицию выражается душа нации. Душа, желающая дружелюбия и умиротворенности. На своих полотнах господин Кравченко изображает эту душу. Его мгновенное "вживание" в Марокко доказывает, что художник воспринимал окружающие его местные особенности без предрассудков. На этих картинах выражена гармония, которую ощущал художник во время своего путешествия".

Затем были поездки в еще более загадочную страну - Йемен. Московский искусствовед Н. Апчинская заметит, что "путешествия в Марокко и Йемен внесли в искусство мастера новые мотивы и влили в него новую стилевую струю энергии; итогом их явились особенно масштабные, захватывающие своими ритмами композиции".

Человек наблюдательный, Кравченко многие годы вел дневники. Одна их часть - маленькие альбомы зарисовок - заметки на память, другая - краткие записи впечатлений от увиденного. Так было и на этот раз:

"Касабланка. Утром прогулка. Красные канны, пальмы. Колорит тонкий. Одежды пастельных тонов… Танжер - это сверкание белого, желтого, оранжевого… и разные синие оттенки… от густого ультрамарина до нежнейшей бирюзы…

Дорога в Фес через Рабат. Одна остановка посередине. Ели кебаб, пили много воды. Уже в этом месте было жарче, чем когда либо… Дорога пошла по холмам. Видели аиста на крыше. Сухая выжженная земля с седоватыми деревьями. И вот наконец Фес.

Когда вышел из автобуса, то понял, что вошел в раскаленную печь. Как сказал хозяин нашего дома: "Вчера было сорок восемь, а сегодня не знаю". Все раскалено добела.

Вечером немного жара спала… Ночной базар. Горячий фиолетовый и коричневый колорит. Черные фигуры. Охра, много жёлтого. Закат жёлтый над Атласом и Фесом… Жёлтый закат как последний аккорд.

Поднялся ветер. К небу взметнулись оранжевые столбы песка. "В Сахаре буря", - сказали мне. Атлас спасает от самума. Шум города не утих от бури. Бубен, барабан, песни, музыка, говор, крики…".

"Главное средство выражения Кравченко - цвет, - напишет о мастере Н. Апчинская. - Он воспринимает мир через краску; форму и пространство строит цветовыми пятнами и штрихами, причем линия у него так же красочна и материальна, как пятно. Краски горят или звучат более приглушенно, но всегда интенсивны и нежны. Они движутся, сталкиваются, звучат в унисон и образуют, в конечном счете, гармоничные созвучия. Его колористические интерпретации способны одарить нас чувством счастья, может быть, самого глубинного из доступных человеку и сходного с тем, которое пробуждает музыка".

А. Зубрий, культуролог

В марте 2005 года в Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова экспонировалась выставка графики Евгения Кравченко "Путешествия на Восток" (Марокко, Йемен).

Работы художника находятся музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга,  Истры, Ташкента, Нукуса, Ферганы, Бухары, Архангельска, в частных коллекциях России, стран СНГ, США, Германии, Италии, Швейцарии, Автралии, Чехии, Марокко, Йемена.


Галерея
 

Без названия
Без названия
Без названия
Без названия
Без названия
Без названия
Без названия
Без названия


Выставки в Добролюбовке
 
  • 2005 г. - "Путешествия на Восток" (Марокко, Йемен), выставка графики.

    Подробнее...

  • 
    Комментарии