2014 г. - "Птица Радость", выставка платков ручной набойки и козуль.

  • «Птица Радость» - выставка платков ручной набойки. Название выставке подарила волшебная птица из одноименной древней сказки, птица невиданной красоты, разукрашенная яркими разноцветными перьями и дарящая радость всему живому. Столь же чудесных птиц и цветы райские набивает на  ткани автор экспозиции.

    Набойкой занимается более двух лет, давно начала движение  к этому яркому и праздничному искусству, которое называет «кружева на ткани». В наши дни набойку в России осваивают считанные мастера и один из них – Ирина Кольцова. В Архангельске впервые состоялась выставка изделий, выполненных в старинной, надолго забытой и вновь возрожденной технике. Уникальную экспозицию дополнили белоснежные и некрашеные козули, тоже птицы, напомнившие о приближающихся новогодних праздниках.

    В центре экспозиции разместилась ткань с изображением райских птиц, набитая штампами (рисунками), созданными под влиянием пряничных досок в 17 веке. Автор использует в творчестве традиционные народные этнографические мотивы, изучает историю вопроса, собирает коллекцию старинных тканей и штампов.

    Набойка –  один из древнейших способов декорирования ткани, происходит  от слова «набивать». На Русь техника пришла с Востока. Рисунок на ткань наносится при помощи деревянных досок  - «манер». Также такая доска называлась «цветка», так как часто украшала ткань диковинной красоты цветочными композициями. Набивными рисунками декорировали интерьерный текстиль (скатерти, обивки), одежду, шатры, знамена, облачение священников. Искусство набойки широко было развито в России вплоть до 30-х гг. 20 столетия, когда появились мануфактурные фабрики и заводы.

    И. Т. Кольцова владеет искусством кубовой и верховой набойки. Верховая, в основном представленная на выставке, набивается специальными красками, затем может быть выполнена дорисовка кисточками. Инструменты для работы мастерица приобретает в Индии, которая считается родиной техники.