"Календарь". К 100-летию города Котласа
г. Котлас

Котласское объединение художников к 100-летию города подготовило выставку «Календарь». Проект, объединивший местных мастеров и краеведов, нашел отражение в подарочном полиграфическом издании с одноименным названием. Котласский "Календарь" - это воплощение знаменательных исторических событий в живописи. Котласские художники запечатлели на своих полотнах историю родного края. «Календарь» - это всего лишь частичка Котласа, богатого событиями, вековыми традициями, мировыми открытиями, которые вершились известными и неизвестными героями.


Анастасия Жук. «Мосты Котласа»
Котлас, 2016 г.
Картон, акрил, 50х60

Аппликационно-декоративная композиция заплела в кружева воздушные облака и малахитовые кусты, вспенила воду Северной Двины, перемешала архитектурные памятники Котласа. На переднем плане над рекой величественно возвышается автомобильный мост. Он был открыт в октябре 2001 года и стал важным звеном в сети автодорог Архангельской области и Республики Коми, дал толчок к интенсивному развитию пассажирских и грузовых перевозок. Над ним на картине пристроился железнодорожный мост через Северную Двину, первый состав по которому был пущен в декабре 1941 года. Этот мост был построен в суровые 1941–1943 годы Котласским мостозаводом Севжелдорстроя НКВД СССР, трудармейцами и заключенными Севдвинлага, Севжелдорлага, Котласлага.
Слева на пейзаже в зелени расположились «горбатый» и пешеходный мосты. «Горбатый» мост – «автогужевой путепровод» – построен коллективом мостопоезда №803, был открыт для движения в 1962 году и соединил улицы Урицкого и Кирова. Сооружён он из железобетонных конструкций, впервые изготовленных индустриальным способом на мостозаводе и собранных на месте. Пешеходный мост, словно парящий над железнодорожными путями, возведён в 1947 году.


Владимир Крутиков. «Судоремонтный завод»
Котлас, 1980-е
Холст, масло, 70х80

Хмурое северное небо несёт над Лимендским заводом беспокойные серые облака. В них впиваются металлом строительные краны. Внизу на ремонтной платформе сгруппировались маленькие фигурки работников, наблюдающие за последними «штрихами» в сборке судна.
Лимендский судостроительно-судоремонтный завод (с 1993 года – ЛССРЗ) – одно из ведущих промышленных предприятий Котласа,  вырос из судоремонтных мастерских, основанных в октябре 1915 года на Михейковом острове. В годы гражданской войны в его затоне бронировали речные суда и баржи, устанавливали пушки и пулеметы. С 1930 по 1940 годы здесь выросли механический, корпусно-сварочный, деревообделочный и литейный цеха.  В годы Великой Отечественной войны завод выполнял важные военные заказы. С 1947 года и позднее здесь началось строительство паровых, винтовых буксиров, затем речных теплоходов разных модификаций и проектов, металлических барж, портальных, плавучих,  перегрузочных, слиповых кранов, ремонт дизелей.
Завод выполнял заказы машиностроения для заводов судостроения Министерства Речного флота, иностранные заказы.


Алексей Белых. «Икона Стефана Пермского»
Котлас, 2016 г.
Дерево, акрил, темпера, 40х30

Стефан Пермский родился в Устюге в тридцатых или сороковых годах XIV века в русской семье. Целью своей жизни он поставил просвещение и христианизацию идолопоклонников коми-зырян. Он освоил для этого церковную книжную культуру, выучил языки, придумал коми-зырянскую письменность и стал просветителем, учителем, крестителем и защитником нового христианского народа, а затем и героем его легенд. Умер Стефан в Москве в 1396 году.
Описал подвиг Стефана Пермского его друг, Епифаний Премудрый в книге «Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа».


Наталья Писарева. «Стефан Пермский»
Котлас, 2016 г.
Холст, масло, 50х70

Нетрадиционный образ в творчестве Натальи Писаревой решён традиционно для неё символично и атмосферно: картина наполнена воздухом, прозрачностью, лёгким движением. Тяжёлые масляные краски под кистью художника обрели тонкое пастельно-акварельное звучание.
На этом полотне – два говорящих друг с другом героя – Святитель Стефан  Пермский и северная природа. Проповедник медленно идёт по песчаной дороге, изумрудного цвета травы клонятся к его ногам. Будто несколько мгновений назад святой отдыхал, сидя на берегу лазурной реки, наградившей старца прохладой. А сейчас он продолжает свой миссионерский путь. Он идёт навстречу нам, он несёт познания о вере христовой.
В Котласе имя Стефана Пермского носит Свято-Стефановский храм.


Николай Стрекаловский. «Солеварни Котласского района»
Котлас, 1916 г.
Картон, масло,57х71

Любимое место котлашан в летний сезон отдыхать на противоположном берегу Северной Двины в районе деревни Пускино Котласского района у соленых озер, где когда-то в XVI-XVIII вв. существовали соляные промыслы. Предприимчивый Аника Строганов, младший  из четырех сыновей Федора Лукича, унаследовав от отца небольшой соляной промысел, многократно его приумножил.  9 апреля 1517 года три старших сына Федора Лукича – Степан, Осип и Владимир «в компании с Ромашкой  Фроловым» - получают от великого князя Василия Ивановича (Василий III) жалованную грамоту «…в Устюжском уезде в Вондокурской волости, лесом диким старым, липовым раменьем,…да солью Кочаловскую и с …соленого да по Туровици…» дана Строгановым в вечное владение с правом «призывать крестьян, ставить дворы  и заводить пашню, с освобождением крестьян от дани и пошлины на пятнадцать лет, от суда и дани наместников и волостелей бессрочно».


Алена Попова.  «Строгановы  и Ермак. Начало пути»
Санкт-Петербург, 2016 г.
Холст, масло, 60х80

Рассветное солнце золотит окна сольвычегодских храмов, низкие берега и тихие воды реки Вычегды. На пристани бурлит работа, спускаются на воду шлюпки, тяжелеющие от многочисленных мешков, бочек и военного снаряжения. Среди этой упорядоченной сутолоки ведут свой деловой разговор двое – Строганов и Ермак – независимые, сильные фигуры, сыгравшие свою роль в истории России. Этот сюжет, умело проиллюстрированный автором картины, является, скорее, легендой, хранимой котлашанами.


Инна Слибо. «Великий Князь Сергей Александрович Романов»
Котлас, 2016 г.
Холст, масло, 50х70

На фоне нежно-мятного неба с лимонно-малиновыми облаками возвышаются сооружения старинного Котласа – Стефановская церковь с колокольней и луковичные главы деревянной ныне не сохранившейся триумфальной арки, построенной специально по случаю остановки в селе Котлас члена царской фамилии. Словно лоскутное одеяло с тёмным орнаментом брошено на берег Северной Двины – множество котлашан собрались на встречу с великим князем Сергеем Александровичем, путешествующим по северным рекам на пароходе «Царица» в 1898г. «Вологодские губернские ведомости» того времени отметили приезд высокого гостя в Котлас, где Его императорское Величество пожелал служащим депо успеха и благополучного окончания постройки железной дороги к концу года.


Алексей Гира. «Витте и Борисов»
г. Котлас, 2016 г.
Холст, масло, 60х80

На высоком берегу, всматриваясь вдаль, стоят двое – Сергей Юльевич Витте, государственный деятель, министр путей сообщения и Александр Алексеевич Борисов, русский художник, первый живописец Арктики. Невольно зритель устремляет свой взор туда, куда сосредоточенно смотрят герои полотна. За ними развернулся одухотворённо-эпический пейзаж. Практически в край упираются нефритово-сливового цвета поля с белоснежной церквушкой, словно чайкой, севшей на волны. Умиротворённые воды северной реки несут в себе отражение осеннего неба. К берегу причалены лодки. Какова судьба этого холодного края? В чём будет его развитие? Думается, именно эти вопросы занимают умы изображённых на картине людей.


Андрей Слибо. «Погрузка Северодвинской флотилии. Юный Николай Кузнецов»
Котлас, 2016 г.
Холст, масло, 60х100

Размашистые движения кисти, диагональная композиция – всё это художник использовал для передачи на картине атмосферы тревожных событий, происходивших в Котласе в начале XX века.
В августе 1918 года с прибытием в Котлас П. Ф. Виноградова  началось интенсивное создание Северо-Двинской речной военной флотилии. В затоне Лименда шла напряженная работа по бронированию и вооружению буксирных судов, выведенных из Архангельска. Одновременно комплектовались вооруженные отряды. В ночь на 11 августа 1918 года флотилия вооруженных и бронированных судов под командованием П. Ф. Виноградова подошла к занятому интервентами Березнику и в ожесточенном бою, длившемся два часа, нанесла противнику серьезное поражение. Планы интервентов, рассчитанные на быстрый захват Котласа потерпели провал.
В 1919 году 15-летний Николай Кузнецов (будущий адмирал Флота СССР) приписал себе два года и вступил в Северо-Двинскую военную речную флотилию.


Анна Горбатовская. «Совхозно-колхозный театр»
Котлас, 2016 г.
Холст, масло, 50х70

Осень разбросала жёлтые искры по брусчатке и крыше старинного деревянного здания с колоннами. Ветер встревожил и разметал афиши спектаклей. Мелькнуло название первой постановки в истории Котласского театра. Труппа отправляется на гастроли.
Постановлением президиума Северного краевого исполнительного комитета от 28 декабря 1935 года указывалось организовать третий совхозно-колхозный театр с базой в г. Котласе и обслуживанием районов: Котласского, Красноборского, Лальского, Опаринского, Подосиновского.
Группа актеров – выпускников  Брянского театрального техникума  приступила к работе. Директором нового театра назначен Аркадий Семенович Аркадьев.  Базой театра стал клуб «Совкино» (сейчас на этом месте находится гостиница «Советская»). Репетиции проходили в случайных помещениях, сцена была не оборудована. 25 января 1936 года котлашане увидели первый спектакль «Без вины виноватые» по пьесе А. Н. Островского.


Семён Слибо. «Строительство железнодорожного моста»
г. Котлас, 2016 г.
Холст, масло, 70х80

История строительства железнодорожного моста через Малую Северную Двину – история героическая и трагическая. Мост начали стоить еще до Великой Отечественной войны, но война продиктовала новые невиданные темпы и сроки, ибо стране были нужны воркутинский уголь, ухтинская нефть. Рабочей силы был предостаточно. В теплушках, телячьих вагонах, на баржах и просто пешком приезжали и шли в Котлас раскулаченные еще в начале 30-х годов крестьяне; осужденные в 1937 году «враги народа»; жертвы раздела Польши; интернированные в начале войны советские немцы из Поволжья, Ленинграда, Прибалтики; немцы отозванные из действующей армии. Были среди строителей и вольнонаёмные, и комсомольцы. Работа велась по 12 часов в сутки – с 6 утра до 6 вечера. В середине лета 1942 года Северо-Печорская магистраль была введена, таким образом, природные богатства Заполярья стали работать на обороны страны.


Михаил Тишаков. «Лука Войно-Ясенецкий»
Санкт-Петербург, 2016 г.
Холст, масло, 100х40

Центральная фигура в картине выделена тоном и композиционно, чтобы зритель сразу обратил внимание и задержался взглядом на мудром, задумчивом лице главного персонажа. В момент кратковременного отдыха во время приёма хирургических больных изображён Святитель Лука (в миру -   Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1877–1961 гг.), русский хирург и духовный писатель, епископ Русской православной церкви, с 1946 года – архиепископ Симферопольский и Крымский.
Смелые динамичные мазки, общее напряжение, тревога, резкий контраст светлой фигуры святителя и тёмных силуэтов военных, всё служит символом непростой судьбы этого выдающегося человека. Во время сталинских репрессий летом 1931 года Войно-Ясенецкий был направлен в Котлас в накопительно-пересыльный лагерь «Макариха», затем переведен в город на поселение, оперировал и лечил в городской больнице (ныне Котласская центральная городская больница им. В.Ф.Войно-Ясенецкого).
Канонизирован Русской православной церковью в сонме новомученников и исповедников в 2000 году.


Руслан Гущин. «Сила огня»
Котлас, 2016 г.
Бумага, акварель, 50х60

В цеху по ремонту вагонов жар от печи заставляет полыхать щёки работников, блики от огня пляшут на полу. Плотной многослойной акварелью художник рисует устрашающие станки и наковальни, в огромном помещении фигурки работников теряются среди этой монументальности.
Котласский вагонный участок образован в 1936 году для ремонта вагонов и обеспечения безопасности движения на станциях Котлас, Луза, Пинюг, Мураши. Штат по ремонту вагонов насчитывал 100 человек. В 1944 году было построено деревянное помещение сборочного цеха вагонного депо с подсобными цехами, в 1956 году их заменили и расширили кирпичными строениями. В 1961 году депо объединили с резервом проводников. Вагонное депо сегодня – современное индустриальное предприятие, оснащенное  всеми необходимыми  ремонтными средствами.


Юрий Чирков. Шуль. «Я снова в давно минувшем»
Котлас, 2016 г.
Картон, масло, 60х50

Словно кустодиевский Шаляпин на фоне зимнего пейзажа стоит Василий Григорьевич Шульгин. Но в отличие от образа, созданного Б. Кустодиевым, на этом полотне нет яркого праздника за широкой спиной героя, в его плотной фигуре вместо барской небрежности и величия сконцентрированы постоянное преодоление, борьба, поиск.
Василий Шуль (1896–1958 гг.) – северный борец, тяжелоатлет, пропагандист физической культуры. Родился известный силач на Вилегодской земле. За богатырскую силу его называли «Северный  Спартак», «Северный лев». С неизменными аншлагами выступал он в Сибири, Кузбассе, Средней Азии, на Русском Севере. После Великой Отечественной войны организовал в Котласе на базе клуба железнодорожников секцию тяжелоатлетов.



Галерея
 
Анастасия Жук. «Мосты Котласа»
Владимир Крутиков. «Судоремонтный завод»
Алексей Белых. «Икона Стефана Пермского»
Наталья Писарева. «Стефан Пермский»
Николай Стрекаловский. «Солеварни Котласского райо...
Алена Попова. «Строгановы и Ермак. Начало пути»
Инна Слибо. «Великий Князь Сергей Александрович Ро...
Алексей Гира. «Витте и Борисов»
Андрей Слибо. «Погрузка Северодвинской флотилии. Ю...
Анна Горбатовская. «Совхозно-колхозный театр»
Семён Слибо. «Строительство железнодорожного моста...
Михаил Тишаков. «Лука Войно-Ясенецкий»
Руслан Гущин. «Сила огня»
Юрий Чирков. Шуль. «Я снова в давно минувшем»

Публикации
 


Комментарии