Ярыгин, С. Он строит свои храмы…

Иван Архипов

  • Все началось с влюбленности в деревянную храмовую архитектуру Севера, к которой мы, местные жители, привыкли и часто просто не обращаем на нее внимания.

    А вот уроженец Горьковской области, выпускник Ивановского художественного училища Иван Архипов, попав служить на Северный флот, был буквально заворожен этими старинными строениями. За четыре года моторист Беломорской флотилии Архипов повидал много храмов, часовен, колоколен, построенных без единого гвоздя. Все их он тщательно зарисовывал в свои блокноты. За время службы им было выполнено также множество этюдов, благо белые ночи позволяли рисовать и после отбоя, а красота северного закатного неба с лихвой возмещала скупость земных красок.

    Когда же Иван вернулся на родину, стал работать на гражданке, оказалось, что ему не хватает всего того, с чем у него ассоциировался Север. Причем чем дальше, тем чаще молодой художник и педагог обращался в своих воспоминаниях к временам службы. И, наконец, он собрался и вернулся в Архангельск. Вернулся, как оказалось, насовсем. Плавал мотористом на судах речного пароходства, с радостью узнавая знакомые силуэты храмов, занимался творчеством, успешно участвовал в художественных выставках.

    Когда в Архангельске открылась студия телевидения, Иван Петрович стал ее первым художником. Затем работал в Художественном фонде. Но судьбе было угодно, чтобы он занялся архитектурой, проектированием, дизайном. 

    К 50-летию советской власти Архипов был направлен в Москву в Центральную экспериментальную студию художественного проектирования при Союзе художников. Это было новое дело, тогда в СССР просто не знали слова «дизайн». Обучали молодых художников иностранные специалисты, такие как знаменитые Ю. Мрожек, Б. Урбанович, О. Хансен из Варшавской академии художеств.

    Пять лет очно-заочного обучения. Иван Петрович окончил полный курс. Произведения Архипова экспонировались во многих странах, в том числе в Австралии (Биеннале-88). За них он удостоен призов и дипломов первой степени, серебряной медали.

    У Архипова была возможность остаться в столице, но он не мог не вернуться на Север. Его дизайнерские знания нашли здесь достойное применение. Иваном Петровичем выполнены работы по монументально-декоративному оформлению Дворца спорта профсоюзов, Дворца пионеров, торгового комплекса на Воскресенской. Совместно с В. Кибиревым и И. Скрипкиным он работал над памятным знаком к 400-летию города, который установлен на набережной Северной Двины. В Котласе Иван Петрович проектировал экспозицию краеведческого музея. В селе Ломоносово по его проекту был построен новый выставочный зал - пристройка к косторезной фабрике. В этом зале, кроме экспонатов из кости, разместилась и сельская картинная галерея, четыре работы для которой подарил опять же Архипов.

     В 1994 году в Новодвинске был сооружен первый деревянный храм по его проекту - церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Петрович выполнил для него также эскизы росписи, проект алтаря и храмовую икону. А при строительстве Архипов осуществлял и функции архитектора. И все это бескорыстно.  

    Слухи о добрых делах распространяются быстро. Вскоре к художнику через настоятеля Новодвинского храма игумена Александра обратились прихожане деревни Чужгоры, что на реке Лае, с просьбой спроектировать часовню. Новое строение было освящено в честь Святых Петра и Павла.

    В 1998 году Архипов выполнил эскизный вариант и привязку к местности нового каменного храма в Новодвинске. Сейчас строительство здания идет полным ходом.

    Ивану Петровичу писали из самых разных мест. По его проекту был построен шатровый храм в Рочегде. В старинном селе Долматово Вельского района тоже намерены использовать при строительстве храма Георгия Победоносца проект Архипова. Под здание уже отведена земля, начало работ задерживается из-за отсутствия финансирования. Иван Петрович проектировал часовню в селе Ломоносово с тем расчетом, чтобы в трапезной был выставочный зал. Проект еще одного храмового строения он подготовил для Валдушек. Была спроектирована также часовня по просьбе работников интерната для детей-инвалидов в Геленджике.

    Художником составлена уникальная карта деревянных храмов Архангельской области. К сожалению, число сохранившихся строений на ней с годами уменьшается.

    - То, что ХХ век разрушил, XXI должен воссоздать, - говорит Архипов.
    И он вносит свою лепту в духовность и культуру Севера - строит свои храмы.

    Сергей Ярыгин.

    Поморье. -  2004. - 12-18 апреля. - № 16 (1574).